Прошлый год для экспортеров оказался не самым лучшим: объем поставок вырос, но из-за нестабильной финансовой ситуации на внешних рынках, и прежде всего российском, производители недополучили более одного миллиарда долларов выручки. В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия давно признали сильную зависимость от соседей, а потому вопросы диверсификации экспорта поднимают регулярно. Однако тормозят сами производители: отгружать продукцию в Россию им легче, удобнее и пока еще выгоднее. Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов довольно категорично обращается к специалистам отделов маркетинга и ВЭД:

— Хватит отсиживаться в российских «окопах»! Буквально с завтрашнего дня начинайте прорабатывать планы по освоению третьих стран, ищите премиальные рынки! Сегодня мы тотально зависим от российского покупателя, но нужно понимать: к 2020 году этот рынок сильно сузится, куда вы будете отгружать продукцию? К этому времени каждый из вас должен иметь план по диверсификации экспорта. Необходимо серьезно заниматься развитием собственных брендов, а не просто продавать сырье. На экспорт должна уходить продукция с высокой добавленной стоимостью.
Такие упреки в адрес производителей вполне обоснованны: большинство из них довольно нерасторопны и не проявляют гибкости. Подтверждают это и цифры: поставки в страны СНГ составляют 97,8% (из них в Россию — 95%), на долю экспорта в 45 стран дальнего зарубежья приходится всего 2,2%. В денежном выражении это лишь 49 миллионов долларов — в среднем по миллиону на страну. При этом сужение российского рынка в обозримом будущем неизбежно, напоминает Богданов. После введения продовольственного эмбарго в 2014 году соседи серьезно увеличили финансирование АПК и тратят немалые деньги на реализацию политики импортозамещения:
— Сегодня Россия почти на 100% обеспечивает себя свининой, огромные средства вкладываются в развитие молочной отрасли. В отличие от нас российские производители уже экспортируют говядину и мясо птицы в страны Персидского залива и ОАЭ, а это очень дорогие рынки, премиальные. Почему из Беларуси там представлены только «Савушкин продукт» и «Санта Бремор»?
Производителям рекомендуют вспомнить об экспортной стратегии «30-30-30», согласно которой потоки должны распределяться следующим образом: по 30% на страны ЕАЭС, ЕС и дальнее зарубежье. А если учесть, что от предприятий требуют продавать не относительно дешевое сырье (сухое молоко, сыворотку, казеин), а готовый продукт, то становится понятно: маркетологам нужно очень поднапрячься, чтобы заработать деньги. Особенно это касается молочной отрасли, которая в экспортной структуре продовольствия занимает 70%. Уже к 2020 году производство молока и молочной продукции в стране планируется увеличить с 7,4 млн тонн до 9,2 млн, из которых более 5,8 млн тонн предполагается реализовывать за рубеж. Куда потекут наши молочные реки, пока большой вопрос. Сегодня для нас практически полностью потеряны рынки Казахстана и Молдовы: эти государства импортируют молочку из Украины, которая предлагает ее по более низкой цене. В этой связи Алексей Богданов напоминает производителям о снижении себестоимости продукции на 25%.
Довольно сложным остается и европейский рынок: во-первых, из 10 перерабатывающих предприятий, имеющих сертификаты ЕС, только 4 молочных. Во-вторых, высокие таможенные пошлины, направленные на защиту тамошнего рынка, делают нашу продукцию просто неконкурентоспособной по цене. В этой связи в Минсельхоз-проде советуют обратить внимание на Вьетнам, с которым ЕАЭС планирует подписание соглашения о зоне свободной торговли. Подобный шаг существенно упростит поставки без таможенных пошлин. Чиновники говорят, что в этот «регион сладкоежек» можно было бы поставлять, например, нашу сгущенку. Однако пока белорусский продукт на вьетнамском прилавке не отличается по цене от местного.

В то же время профильное ведомство не скрывает, что политика Евросоюза в последнее время к Беларуси существенно меняется: в этом году планируется увеличить число сертифицированных на рынке ЕС предприятий. В ближайшее время могут быть возобновлены переговоры по аудиту наших птицефабрик. Не исключено, что в стране появится и первый сертификат ЕС для мясопереработчиков. Кстати, такой документ хорош еще и тем, что дает зеленый свет на экспорт и в ОАЭ. А этот рынок традиционно считается очень «вкусным».
Сами производители актуальность поставленных задач понимают. В то же время объясняют — Россия предлагает за нашу продукцию самые высокие цены, а это отбивает интерес заниматься рынками третьих стран. Пока на рынке соседей есть дефицит, который не в силах закрыть местные предприятия, белорусские комбинаты будут и дальше ориентироваться на него. Однако тот факт, что долго так продолжатся не будет и рано или поздно, но соседи нарастят собственное производство, должен толкать молочников на поиски новых направлений. Пока же они проходят довольно вяло. Маркетологам не хватает элементарного знания иностранных языков, компетенции. Анализ других направлений проводится совершенно без знания местных особенностей и конъюнктуры: так, один из комбинатов пытался реализовать в Бельгии «брендовое варенье», цена которого была вдвое выше местного аналога.
Есть такое народное выражение: «Еж — птица гордая: пока не пнешь, не полетит». Похоже, что такого же стимула заждались и экспортеры продовольствия.
В ПЛАНАХ
В этом году перед сельхозпроизводителями стоит задача увеличить экспорт на новые перспективные рынки в 4 раза — до 3,2 млн долларов. В прошлом году это задание составляло 800 тыс. долларов и было выполнено, по факту экспорт составил 824,3 тыс. долларов. При этом только 9 предприятий начали осваивать новые рынки. Поставки осуществлялись в Словению, Боснию и Герцеговину, Панаму, Испанию, Саудовскую Аравию, Иорданию, Филиппины. В перечне перспективных стран на текущий год уже 24 государства. В частности, сейчас прорабатывается соглашение о зоне свободной торговли с Израилем, что позволит снизить таможенные пошлины на поставки белорусской продукции.
ПОЗИЦИЯ
Елена ШАКАЛИДА, заместитель директора по коммерческой деятельности ОАО «Березовский сыродельный комбинат»:
— Выйти на европейский рынок в свое время было очень сложно: сам процесс получения ветеринарного сертификата для ЕС потребовал не только инвестиций в модернизацию предприятия, но и времени. У нас ушло на это около трех лет. Сегодня мы поставляем сухую молочную сыворотку (около 120—160 тонн в месяц) в Польшу, Болгарию, Германию, Нидерланды, Литву. Говорить о перспективной динамике вряд ли возможно: после введения санкций со стороны России местный молочный рынок сильно перенасыщен, сами европейские производители начинают перенаправлять свои потоки на Китай. Так что говорить о том, что мы забросаем рынок своей продукцией, не совсем корректно. Играют здесь большую роль и таможенные пошлины. Сравните: если на сыворотку они составляют 7 евроцентов за 1 килограмм, то на другую цельно-молочную продукцию — около 2 евро. При этом средние биржевые котировки на твердый сыр в Европе 3—3,5 евро. То есть, чтобы конкурировать на месте, у нас должна быть такая же стоимость с доставкой: получается, продавать свои сыры и масло нужно «за бесплатно». В то же время партнеры в СНГ сегодня предлагают наиболее выгодные цены, чем европейские покупатели. Более того, сейчас для нас очень интересен курс российского рубля, который поднялся и стабилизировался.
konoga@sb.by
Фото "СБ"
Фото "СБ"