Продукция продана. Где валюта?!

ПО ДАННЫМ Национального статистического комитета, долги партнеров перед белорусскими организациями на 1 сентября составили 141,284 триллиона рублей. Из них 15,202 триллиона — задолженность просроченная. Внешняя дебиторская задолженность составила 38,947 триллиона рублей.

Внешняя дебиторская задолженность сельхозпредприятий и переработчиков возрастает...

ПО ДАННЫМ Национального статистического комитета, долги партнеров перед белорусскими организациями на 1 сентября составили 141,284 триллиона рублей. Из них 15,202 триллиона — задолженность просроченная. Внешняя дебиторская задолженность составила 38,947 триллиона рублей.

В августе прошлого года Президент страны Александр Лукашенко заострил внимание на проблеме дебиторской задолженности, потребовав от соответствующих органов ужесточить контроль за ситуацией, а от организаций — значительно сократить дебиторскую задолженность.

— Органы финансовых расследований проанализировали состояние взаиморасчетов на крупных предприятиях, провели проверки деятельности организаций по вопросам образования крупных сумм просроченной внешней дебиторской задолженности, а также принимаемых руководством этих предприятий мер по ее сокращению, — рассказал начальник оперативно-аналитического управления Департамента финансовых расследований КГК Республики Беларусь Юрий Мехедов. — В результате к субъектам хозяйствования, допустившим нарушения, применены штрафные санкции на общую сумму 24 миллиарда рублей.

Как говорят специалисты, несмотря на то, что причиной невозврата валюты могут стать и объективные причины — банкротство или временная неплатежеспособность, часто прослеживается и использование различных теневых схем. К примеру, в поле зрения специалистов Департамента попала информация о том, что иностранный субъект хозяйствования постоянно наращивал задолженность по расчетам с одним из перерабатывающих предприятий в Мозыре, а затем резко снизил объемы приобретаемого товара. Как оказалось, он организовал схему поставок не напрямую, а через белорусского предпринимателя, которому предприятие отпускало товар для реализации в Беларуси, а никак не за рубеж. Иностранный же покупатель таким образом не только получал весь необходимый ему товар, но и уклонялся от погашения задолженности перед белорусским предприятием.

По поручению Президента должностные лица организаций активизировали меры по возврату валютной выручки. С сентября прошлого года обеспечен возврат внешней дебиторской задолженности на 96,4 миллиарда рублей, 29,4 миллиарда из которой — просроченная. В итоге уровень просроченной дебиторской задолженности по организациям республики сократился на 17 процентов по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Так, сумма задолженности перед одним из предприятий Гомельской области составляла порядка 15,7 процента от объема его производства. В результате проделанной финансовой милицией работы буквально за месяц задолженность была снижена на 20 миллиардов. Пока шла проверка на одном из мясокомбинатов Гродненской области, предприятию удалось вернуть от должников 1,3 миллиона российских рублей.

Что касается организаций Минсельхозпрода, то их дебиторская задолженность равна сегодня 5,322 триллиона рублей, что составляет 186 процентов к аналогичному периоду прошлого года. Из этой суммы более 595 миллиардов — просроченная дебиторская задолженность. Ее рост по отношению к прошлому году незначителен. Зато внешняя дебиторская задолженность выросла почти втрое: до 207,5 миллиарда рублей. Эти неутешительные цифры говорят о том, что мер, принимаемых по возврату дебиторской задолженности, недостаточно.

К слову, с проблемой этой сталкиваются в той или иной степени все страны. Поэтому по инициативе Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля на очередном заседании Координационного совета руководителей налоговых (финансовых) расследований государств — участников СНГ, которое пройдет в следующем году в Минске, решено изучить опыт использования национальных механизмов, в том числе и на законодательном уровне, по минимизации образования дебиторской задолженности и ее возврату.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter