Продуктплейсмент и другие вопросы

В Ялте опять без нашего участия прошел очередной Международный фестиваль продюсерского кино Украины и России.
В Ялте опять без нашего участия прошел очередной Международный фестиваль продюсерского кино Украины и России. Организаторы звали в конкурсный показ последние киноработы - "Дунечка" и "Еще о войне". Но у свежих картин пока нет копий, которые можно было бы везти в Ялту. Благо фестивалей в этом году еще будет немало. Хотя жаль, что от Беларуси не делегировался в Ялту ни один представитель: из рабочей программы фестиваля наверняка можно было бы почерпнуть полезную информацию. Кинопродюсеры Украины и России целую неделю обсуждали проблемы развития киноиндустрии.

Главной причиной их нервного расстройства остаются пираты. Назывались поистине вопиющие цифры. Ежегодный оборот рынка от пиратских видеокассет и DVD составляет 1,5 миллиарда долларов! Именно такие потери несет весь российский бокс-офис. Этот криминальный бизнес настолько велик и серьезен, что справиться с ним не могут ни продюсеры, ни государство. Ни обе стороны сообща. Невозможно заставить основную массу потребителей покупать дорогие носители, если тут же продаются дешевые. К тому же, говорят, на этом "поле" кормятся крупнейшие террористические организации мира... Поэтому предложение продюсера "Бумера" Сергея Члиянца: "Поступить, как с Ходорковским: взять какого-нибудь видеопирата и напугать, чтоб другим неповадно было", не выглядит серьезным. Вот цифры. Картина "Бумер" получила, например, премию "Блокбастер года". В том числе и в категории "продажи на DVD и VHS". В то же время после выхода фильма "Брат" только за первый месяц было продано полмиллиона легальных кассет. А это в 10 раз больше официальных продаж "Бумера" за год. Как так? А "Бумера" съели пираты! Приблизительно так же пираты "обобрали" "Антикиллер" и "Антикиллер-2". Несколько иная ситуация с "Ночным дозором". Компания "Таббак" и Первый канал настолько тщательно блюдут, по крайней мере в Москве, чистоту своего продукта и так жестко реагируют на попытки пиратства, что продавцы носителей открещиваются от предложений подзаработать, как вампиры от света.

Следующая проблема, лишающая сна современного продюсера, - это нечистые на руку дистрибьюторы. Тоже воруют. Плачевную картину обрисовал продюсер "Антикиллера". Допустим, приходит в кинокомпанию A дистрибьютор B и обещает прокатить фильм в средней полосе. Забирает пленку, подписывает контракт о проценте от кассовых сборов и уезжает в город С. Дальше начинается самое интересное. В долю входит кинопрокат. Условно говоря, кино посмотрело 100 тысяч зрителей. По цене билета 4 доллара. Получаем 400 тысяч. Но дистрибьютор звонит в Москву и говорит, что фильм не пошел. Билеты купили всего 10 зрителей. Вот и вся простая арифметика. Разницу дистрибьютор и кинотеатры делят между собой. Безусловно, не все дистрибьюторы такие нехорошие. Но теоретически московский продюсер, не обладая экстрасенсорными способностями, не в силах узнать правду о том, сколько билетов на его картину было продано в воронежском кинотеатре "Заря". Конечно, можно помечтать о том, чтобы в каждом российском кинотеатре установить работающую в режиме он-лайн электронную систему подсчета. Но это по объективным причинам, видимо, произойдет уже в следующем столетии.

Ну и, наконец, самая романтическая проблема современного продюсерского кино - это, как ни странно, конфликт поколений. Темой одного из "круглых столов" стало "Тестирование фильмов как залог успешного кинопроката". В переводе на общедоступный язык это означает, что в России поняли - зарабатывать можно не только на людях, которые кино смотрят. Но и на тех, кто его делает. Появились молодые компании, которые так и говорят продюсерам: "Давайте нам большие деньги. Мы ваши сценарии будем всячески "мониторить" на всевозможных "фокус-группах", и вы увидите, что на продуктплейсменте можно зарабатывать в десять раз больше". То есть на стадии сценария можно предугадать, кто и за сколько будет смотреть готовый продукт. И что можно исправить в плане прибыли. Большинство продюсеров, имеющих опыт в организации производства еще при СССР, на это пока в основном пожимают плечами. Самим мало, это понятно. Пуще всех возмущаются маститые кинокритики, отчаянно не принимая слова "продукт". И всячески напирая на то, что кино - это произведение искусства, пусть и в условиях рыночных отношений. Мол, ни Рязанову, ни Бондарчуку ничего не надо было "мониторить", чтобы их шедевры смотрели из поколения в поколение. Истина, как известно, посередине.

А что касается ультрамодного слова "продуктплейсмент", то это всего-навсего реклама в кино. Классический случай - бондиана. Как мы помним, Джеймс Бонд ездит только на "Астон Мартин" и пьет исключительно мартини с водкой. Рекордсменом размещения рекламы в 2004 году стал, конечно, "Ночной дозор". Ради интереса я пыталась сосчитать количество упомянутых брэндов в фильме. Но сбилась где-то на восьми. К слову, продуктплейсмент принес картине 400 тысяч долларов. При этом реклама подана настолько стильно и с юмором, что это никого не раздражает, а только веселит. Главное, чтобы продуктплейсмент не превращал кино в анекдот про телевидение: ТВ - это заполнение более дешевым хламом промежутков между дорогими рекламными роликами. В общем-то для того и собирались продюсеры в Ялте, чтобы придумать, как сообща решать глобальные и насущные проблемы. Но, увы, пока только наметили некоторые пути.

Отечественным кинематографистам остается взирать на эти недетские игры со стороны. Или изобретать свой уникальный путь, чтобы не повторять чужих ошибок. Впрочем, это вряд ли. Мировое кино развивается по одним законам. В будущем году международный фестиваль "Кино-Ялта" ждет продюсеров и их произведения не только из стран СНГ, но расширяет свою географию до Европы. Остается надеяться, что и нашим кинопродюсерам будет чем поделиться с коллегами из СНГ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter