Анатолий Бубен: спрос на белорусские продукты питания стабильно растет и внутри страны, и на экспортных рынках

Продукт завтрашнего дня

Глава концерна «Белгоспищепром» — о создании госкорпорации, усилении экспортных позиций наших брендов и повышении эффективности предприятий

Отрасль производства продуктов питания занимает значимое место и в ВВП Беларуси, и в структуре экспорта. Сейчас конъюнктура на международных рынках благоприятствует нашим предприятиям. И необходимо использовать момент для укрепления позиций наших компаний и торговых марок на международном рынке. Во время доклада Президенту председатель концерна «Белгоспищепром» сообщил о планах создания на его базе государственной корпорации. Об этом, а также об усилении экспортных позиций белорусских брендов и повышении эффективности предприятий мы поговорили с главой концерна Анатолием Бубеном.

Котировки на сахарном рынке в первом полугодии уверенно росли. Подъем спроса наблюдается и сейчас.
Фото Виктора Драчева

Единым фронтом 

— Мировая тенденция — укрупнение компаний, которые являются ведущими игроками на международных рынках и с которыми мы конкурируем. Нам тоже необходимо консолидировать усилия наших предприятий по продвижению своей продукции и торговых марок на ключевых экспортных направлениях. Сейчас проводим ряд организационных мероприятий, будем несколько менять архитектуру взаимодействия предприятий между собой и концерном, чтобы усилить экспортный потенциал. Свои предложения по созданию госкорпорации концерн подготовил и внес в Правительство. Есть положительный опыт в ликероводочной промышленности и объединения предприятий в единый холдинг. Раньше наши ЛВЗ выпускали более тысячи наименований продукции! Она физически не могла уместиться ни на одной торговой полке. В рамках холдинга ассортимент сократили до 300 позиций. И оптимизация продолжается. Ориентируемся на производство ярких, запоминающихся, востребованных линеек продукции. И сегодня экспортируем и спирт, и готовую продукцию по всему миру: в США, Германию, Канаду, Литву, Россию… Если раньше отправка фуры водки за рубеж была событием, то сегодня ежедневно несколько машин уходит туда.

Анатолий Бубен

Опыт консолидации усилий по продвижению продукции будем переносить и в другие отрасли. Будем совершенствовать маркетинговые подходы и на уровне холдинга. На экспортных рынках нам приходится зачастую конкурировать с транснациональными корпорациями, которые по объемам производства, финансовым возможностям намного превосходят наши компании. Поэтому ключевая цель — выходить на зарубежные рынки единым фронтом. Тогда появляется возможность открыть торговый дом в Китае, более активно и заметно участвовать в мировых выставках и форумах. И выстраивать новые маркетинговые стратегии: предлагать партнерам широкий ассортимент продукции, за счет более сильных торговых марок подтягивать продажи менее известных, «раскручивать» их. При реализации общей экспортной стратегии наша продукция может достойно конкурировать с мировыми продовольственными компаниями.

Сладкий рынок 

— Конъюнктура сахарного рынка напрямую зависит от состояния сырьевой базы: посевных площадей и урожайности тростникового сахара-сырца и сахарной свеклы. Эта культура актуальна для нашего региона, поэтому рынок готового сахара достаточно волатилен. К счастью, тяжелые времена для индустрии прошли. В 2019 году цены падали до 270 долларов за тонну, в некоторые месяцы мы даже прекращали отгрузки, чтобы не продавать продукцию в убыток. Сегодня конъюнктура нас радует: в первом полугодии средние цены на сахар сложились на уровне 450 долларов за тонну, прибавив 100 долларов за тонну по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И котировки пока продолжают расти. На Лондонской бирже — маркер для глобальной конъюнктуры — сейчас цена сахара превышает 500 долларов. При отгрузке цена доходила до 600 долларов. В ЕАЭС уже просматривается дефицит этого продукта. Только Беларусь полностью закрывает свои потребности и еще 250–300 тысяч тонн готова продавать на экспорт. После падения цен в 2019-м в некоторых странах ЕАЭС не давали производителям повышать цены на сахар в прошлом, пандемийном году. Эти два фактора снизили интерес сельскохозяйственных организаций у наших коллег по союзу к выращиванию сахарной свеклы. В результате сырьевая база и производство сократились. Соответственно и оптовые цены выросли.


Спрос большой. Поэтому нашим предприятиям поставлена задача максимально эффективно использовать сложившуюся конъюнктуру, искать рынки, на которых максимальная цена. Будем стараться наращивать производство. Проводим совещания с руководством Министерства сельского хозяйства и продовольствия, областей, убеждаем их расширять посевные площади сахарной свеклы. По нашим оценкам, необходимо не менее 100 тысяч гектаров пашни отдавать под эту культуру. В прошлом году мы получили для переработки 4,2 миллиона тонн свеклы, в этом году сельскохозяйственные производители планируют выйти на 4,5—4,8 миллиона тонн. Не так кардинально, как в ряде других регионов, но избыточно жаркая погода повлияла на урожайность и в Беларуси. Для максимальной загрузки производственных мощностей концерну необходимо минимум 5 миллионов тонн свеклы. Все наши четыре завода прошли глубокую модернизацию. Если десять лет назад каждый из них перерабатывал в сутки 3—5 тонн свеклы, то сегодня — 8—12 тонн. Хочу отметить, что сахарная свекла — одна из самых рентабельных культур. Закупочные цены на нее постоянно повышаются, в прошлом году увеличились на 23 процента. Поэтому сахарная отрасль обладает значительным экспортным, экономическим потенциалом, а также является стратегической для обеспечения экономической и продовольственной безопасности государства. 

Акцент на натуральность

— В целом по концерну ситуация складывается благоприятно: все предприятия выполняют прогнозные показатели. Поставляем продукцию в 72 страны мира. В прошлом году приросли на 22 новых рынка сбыта, в первом полугодии этого года — на 13 стран. Конечно, наш стратегический рынок сбыта — Россия. Там с советских времен знают, ценят нашу продукцию. Белорусские бренды наработали имидж и историю у российского потребителя, ценятся за качество, натуральность, строгое соблюдение технологии при производстве. Нет языковых барьеров, вкусовые предпочтения близки к нашим. В принципе, в Россию мы поставляем такую же продукцию, как и на внутренний рынок. Для присутствия на некоторых рынках приходится ориентироваться на их предпочтения. Например, для Китая выпускать водку крепостью 66 или 77 градусов. Шоколад делать без содержания сахара. Зефир — с имбирем. На азиатском рынке есть свои кулинарные предпочтения, и их необходимо учитывать. Но этот рынок огромный, почти безграничный.


Несомненно, ключевым приоритетом для наших предприятий остается задача по насыщению внутреннего рынка качественными и доступными по цене товарами. Но приходится признать: продукция из натуральных ингредиентов может быть доступной, но не совсем уж дешевой. К сожалению, с каждым годом увеличиваются поставки в Беларусь дешевой импортной продукции, которая по качеству не всегда является безупречной. Тем не менее с торговыми марками экономкласса нередко предпочитают работать наши крупные торговые сети. И подталкивают и наших производителей к удешевлению продукции. Мол, зачем нам отечественное печенье за три рубля, если можно купить импортное за рубль. Пока мы не поддаемся соблазну. Выпустить дешевое не проблема. Но такая продукция не будет натуральной. Более того, она растворится в широком спектре аналогов, которые производятся во всем мире. А наши бренды ценят именно за натуральность. Да, детское печенье «Слодыч» достаточно дорогое, но оно производится на натуральном сливочном масле, без добавления разных не свойственных классическим рецептурам растительных жиров, а тем более их заменителей. И это печенье пользуется спросом. В том числе и за рубежом. 

Наш Малоритский консервный комбинат и ОАО «Гамма вкуса» выпускают прекрасное детское питание. Много его реализуют и на внутреннем рынке, и на экспорт. Сотрудничают с мировыми брендами. Но у этих же предприятий свои поля, на которых они выращивают кабачки, свеклу, морковь, другие овощи. Пропалывают их только вручную, ни грамма химии не используется. Да, такая продукция недешевая. Но она высокомаржинальная и пользуется спросом. В том числе на экспортных рынках. Разговариваешь с жителями соседних стран: они уже устали от ярких упаковок и сомнительного содержания, когда шоколад — без какао-бобов, зефир — без пектина, вино — без винограда… А именно на такие фокусы ориентируются многие производители. Поэтому ориентирование на соблюдение стандартов делает наши компании и их продукцию фактически уникальной.

Основные розничные продажи растительного масла приходятся на подсолнечное.

Другой вопрос, что ее необходимо более активно продвигать на внутреннем рынке. Концерн уже заключил соглашения о сотрудничестве с ключевыми торговыми сетями. Есть договоренности, что наша продукция будет представлена на полках более полно и ярко. Прорабатываем проект по нанесению на этикетки QR-кода, по которому можно будет сразу определить нашу продукцию, не придется читать мелкий шрифт на этикетке. Активно работаем по импортозамещению. Ежегодно осваиваем выпуск до 200 новых видов продукции. Через рекламные кампании и каналы коммуникации стараемся их продвинуть на рынке. Например, традиционно основные розничные продажи растительного масла приходятся на подсолнечное. Хотя развитые страны в кулинарии уже давно ориентируются на рапсовое. В Израиле, Германии его доля свыше 90 процентов. Там же неглупые люди живут, понимают: в этом продукте содержание омега-кислот и витаминов даже больше, чем в оливковом масле. Активно продвигаем рапсовое масло через рекламные и коммуникационные кампании. В этом году его продали почти в 20 раз больше, чем в прошлом. Несомненно, на руку нам сыграл глобальный дефицит подсолнечника и лавинообразный рост цен на него. На самом деле наши сырьевые ресурсы и земля позволяют многие продукты питания делать с минимумом импортной составляющей. Если раньше виски считался незаменимым импортом, то сегодня его успешно производим. Поэтому уверен, что на внутреннем рынке будем наращивать свое присутствие и поставленную Президентом задачу доведения доли отечественных продовольственных товаров до 85 процентов к 2025 году выполним. Но должен отметить: для выполнения этой задачи необходимо обеспечить равную конкуренцию отечественной и импортной продукции, очистить рынок от дешевых, некачественных товаров, исключить недобросовестные маркетинговые приемы, когда потребителя вводят в заблуждение и под видом натуральной продукции предлагают ему разными правдами и неправдами дешевые товары, напичканные химией и заменителями.

Беларусь полностью закрывает свои потребности по сахару и еще 250—300 тысяч тонн готова продавать на экспорт.

Санкционные удары по конкуренции

— Санкционное давление коллективного Запада практически не сказывается на работе пищевой отрасли. Возникают некоторые проблемы, но они легко решаемы. Самый жестокий санкционный удар получила Гродненская табачная фабрика. Сейчас они активно прорабатывают альтернативные источники поставок сырья, комплектующих, материалов. К сожалению, на фоне введения ограничений в который раз разразилась активная информационная кампания по обвинению Беларуси и ее государственного предприятия в контрабанде табачных изделий. Этим вопросом я тоже был озабочен, когда стал председателем концерна. Но потом глубоко вник в проблему и понял: обвинения являются элементом недобросовестной конкуренции. ГТФ технически — одно из лучших предприятий в регионе. Продукция пользуется спросом и на внутреннем, и на внешних рынках, хорошо продается. Это не может не беспокоить зарубежных конкурентов. Хочу отметить, что за рубеж табачная продукция поставляется под строгим контролем, до границы Беларуси фуру сопровождают сотрудники внутренних дел. Нелегальная утечка продукции на белорусской территории исключена. Возможно, если имеет место недобросовестное поведение иностранных контрагентов, то за него мы не можем нести ответственность. 

Конечно, белорусская акцизная политика отличается некоторой сдержанностью: налоговая нагрузка на табак в стране не столь весомая, как у наших соседей. Учли их опыт и при повышении ставок акцизов, ориентируемся на покупательскую способность населения, а также риски возникновения нелегального рынка. Поэтому у нас давно исчезли «серые» продажи сигарет. Правда, есть диспаритет цен с соседними странами, поэтому некоторое количество продукции перетекает за границу. И через «народный» экспорт есть попытки провоза и более серьезных партий контрабанды. Но ведь определенные товары везут тайком и в Беларусь из Западной Европы. Ту же электронику. Никто же не обвиняет крупных производителей в пособничестве нелегальным поставкам! Поэтому обвинения в какой-то недобросовестности ГТФ — это попытка надавить на наш рынок, чтобы потом его «освоить». Вторая задача — нанести удар по бюджету страны и социальной инфраструктуре. Фабрика тратит прибыль на полезные мероприятия. Во время пандемии закупала аппараты ИВЛ, обеспечивала гродненских медиков машинами, организовала производство одноразовых масок… Только в этом году ГТФ оказал спонсорскую помощь организациям здравоохранения на 2 миллиона рублей, спорта — на 9 миллионов, сельского хозяйства — на 8 миллионов. Но фабрика — крепкое предприятие с сильным и опытным менеджментом, поэтому, полагаю, с трудностями она справится. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter