Возможности Запада давить на небогатые страны через продовольственные поставки значительно снижаются

Продовольственно-политический вопрос

Мировой голод отменяется? Или все‑таки он будет? Переизбытка продовольствия в мире пока не наблюдается. Но несмотря на все обоснованные беспокойства, глобальный урожай в этом году оказался практически не хуже, чем в прошлом. Почему же растет количество недоедающих и голодающих в бедных странах? И будет ли их количество снижаться? Ответ на эти вопросы кроется не в аграрном секторе, а в геополитической сфере. Долгое время ключевые экспортные ниточки продовольствия держали в своих руках европейские и американские аграрные холдинги, а поставки зерновых являлись мощным рычагом для давления развитого мира на небогатые страны. В том числе в политических и экономических целях. Сейчас происходит кардинальная и глубокая трансформация аграрной отрасли. И Россия начинает играть все более значимую роль. Перенаправление судов с недорогим украинским зерном в развитые страны — попытка через спекуляцию сохранить свои позиции, которые в сложившейся ситуации весьма зыбкие.

Зерновой колониализм

Голодом и пряником можно дрессировать как животных, так и целые страны и даже регионы. Чем долгое время и занимался развитый мир по отношению к небогатым странам. И ЕС, и США вроде бы располагают самым высокотехнологичным аграрным сектором. Понятно, что земельные ресурсы не позволяют накормить всех страждущих. Но вопрос в студию: почему Запад не экспортирует технологии и организационный опыт в бедные регионы? Не хочет. При этом богатые страны выделяют десятки миллионов долларов на закупку продовольствия голодающим государствам. Собственно говоря, потом агрохолдинги из этих же стран в основе своей и осваивают эти средства, поставляя продовольствие. Так что при всей высокой риторике деятельность большинства развитых стран не имеет никакого отношения к борьбе с недоеданием. Просто в мировых столицах под гуманитарной ширмой занимаются субсидированием собственной аграрной отрасли и геополитическими пасьянсами.
Голод — страшное чувство. Под его ударами падали даже самые сильные и неприступные крепости. Не могут перед ним устоять и государства, которые по тем или иным причинам не обладают собственным самодостаточным аграрным сектором.
Поэтому продовольственные программы Европы и Америки напоминали продовольственный неоколониализм. Физическое наличие зерновых и цены на продукты из них являются важнейшим (если не ключевым) политическим фактором во многих регионах планеты. Прежде всего в Африке и Азии. И продовольственная инфляция мгновенно трансформируется в острый политический кризис. Будем реалистами: в десятках стран привести к власти нужный режим можно при помощи нескольких сухогрузов с зерном. Точно так же и снять неугодного политика, если эти корабли где‑нибудь «потеряются» по дороге. И через продовольственный инструмент Запад продолжал колониальную политику.

Конкуренция за колосок

Собственно говоря, недоедающие государства не являются бедными в полном смысле этого слова. Нередко в них есть природные ресурсы, дешевая рабочая сила для их разработки. Их‑то и осваивают транснациональные корпорации в обмен на продовольствие. Поэтому доминирование на аграрном рынке являлось принципиальным моментом для США и ЕС. Благо достойных конкурентов у них фактически и не было. Да, Китай и Индия являются лидирующими производителями широкого спектра продовольствия. Но огромное население превращает эти страны в чистых импортеров. Бразилия, Аргентина, Уругвай, Новая Зеландия, некоторые другие государства являются сильными игроками в сегментах животноводческой продукции. Но для бедных стран она слишком дорога. В нише зерновых эти государства не занимают существенных позиций.

Ключевыми конкурентами выступали три страны: Россия, Украина и в меньшей степени Казахстан (там менее плодородные земли и достаточно затратная логистика). Украинский аграрный сектор в значительной степени под свой контроль поставили аграрные корпорации, как правило, с англо‑саксонскими корнями. Как через прямое инвестирование в производство, так и через различные схемы торговых сделок. В российское сельское хозяйство импортный капитал не проник. Другой вопрос, что западный мир умело контролировал продовольственные потоки через свою инфраструктуру: биржи, логистику, страхование, финансовые услуги. Не будем греха таить, нередко производителям было выгодно такое посредничество. Не надо ни над чем ломать голову: вырастил, продал трейдеру и забыл. Но с обострением геополитической обстановки расстановка и диспозиции стали резко меняться.

Собственно говоря, против продовольственного сектора санкции напрямую не вводились. Но от всей инфраструктуры российских поставщиков Запад постарался отключить. Впрочем, оказалось, что не все так страшно, как казалось.
Собрав рекордный урожай зерновых, российские предприниматели смогли найти и покупателей, и транспортные компании, и страховые, которые готовы с ними работать.
Более того, тот же Египет сделал логичный, но неожиданный шаг: открыл собственную зерновую биржу, на которой торгуется и российское зерно. Кстати, в осенние месяцы через черноморские порты Россия поставляла на международный рынок рекордные объемы зерна — свыше 4 миллионов тонн в месяц.

Кушать подано в достатке

Такой поворот событий однозначно не нравится западным и агрохолдингам, и политикам. Пошатнулись их позиции на мировой арене. Причем не только в странах‑импортерах, но и на собственной территории. Энергетический и сырьевой кризис значительно повысили себестоимость продукции европейских и американских фермеров. Плюс природные катаклизмы снизили урожайность. Кстати, в значительной степени за счет российского хлеба мировой урожай зерновых удержался почти на прошлогоднем уровне. В итоге продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН в своем ноябрьском отчете отметила: на фоне российских поставок американские и европейские пшеница и кукуруза стали неконкурентоспособными. И мировые зерновые котировки поползли вниз. Поэтому «переправа» украинского зерна в Европу является чистой воды спекуляцией, чтобы поддержать глобальные цены на продовольствие. И, соответственно, конкурентоспособность собственного аграрного сектора.
При сложившихся в 2021 — 2022 годах ценах на газ, ГСМ, удобрения издержки сельского хозяйства в ЕС и США выросли значительно. При мировой продовольственной инфляции даже при росте затрат агробизнес развитого мира чувствовал себя достаточно комфортно. Более того, профильные холдинги еще в первом полугодии клали в свои карманы миллиардные прибыли. Теперь речь идет скорее об убытках.
Кроме того, у Запада выбивается оружие давления на небогатые страны. И не на несколько месяцев, а, возможно, надолго и всерьез. Дело в том, что даже при благоприятных условиях США и ЕС не обладали свободным земельным ресурсом для значительного увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Да, высокие технологии могли дать определенную прибавку. Но не очень значительную. А при нынешних сложностях в экономике говорить приходится скорее о снижении объемов производства. В свою очередь, у ЕАЭС есть ресурсы в полном объеме для расширения производства. И, соответственно, усиления экспортных позиций. А это влечет за собой неизбежные геополитические трансформации. В том же Африканском регионе.

Ферма под ключ

Справедливости ради надо отметить: на Африканском континенте пока пристально изучают ситуацию. С одной стороны, Запад продолжает оказывать финансовую поддержку. С другой — реальные и необходимые ресурсы лежат в Евразии. В краткосрочной перспективе рисковать никому не хочется. Поэтому большинство стран проводят многовекторную политику. Но в долгосрочной перспективе выбор очевиден. И не только по причине поставки продовольствия. Даже при огромных возможностях ЕАЭС всех страждущих накормить досыта не получится. Только в Африке страдают от голода и недоедания почти 300 миллионов человек. А еще более 400 миллионов — в Азии.

Но вот же в чем парадокс: один из самых бедных с точки зрения продовольствия континентов реально обладает значительным ресурсом для развития сельского хозяйства. Есть свободные угодья, рабочая сила, возможность за счет внедрения даже не самых сложных технологий кратно повысить эффективность уже возделываемых земель.  
Учитывая переориентацию белорусской экономики на государства дальней дуги, совершенно логично использовать возможности Африканского региона к взаимной выгоде. У нас есть полный цикл аграрного производства: семена, машины и оборудование, удобрения, система образования. Фактически республике по силам поставлять на экспорт фермы под ключ.
Правда, многие государства — потенциальные приобретатели не отличаются высокой платежеспособностью. Но финансовые ресурсы есть у наших партнеров в России. Из‑за политики Запада возможности для российских инвесторов значительно сузились, свободные средства есть. И подобные проекты при грамотном их структурировании вполне могут вызвать интерес. Конечно, это не мгновенная история. Однако такой проект вполне мог бы принципиально решить проблему голода и недоедания даже в планетарном масштабе. Другой вопрос, что по этому вектору (впрочем, как и по многим другим) даже нейтральности от западных политиков и корпораций ждать не стоит. Однозначно будет жестокое противодействие. Впрочем, оно преодолимо. По крайней мере, на продовольственном рынке ЕАЭС смог занять значительное место.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Каждый день весь мир пугают голодом. Нагнетается ситуация, как с пандемией, еще чем‑то. Но дыма без огня не бывает. Голоду быть. И вы видите беспомощность, с которой аж целая ООН пытается предотвратить неизбежный кризис. 50 стран мира критически от них зависят — от этого продовольствия. Так это еще цветочки. Безумный маховик санкций в отношении минеральных удобрений, нефтепродуктов, логистики перевозок (фрахт, страховка) грозит сорвать последующие агросезоны и просто обрушить рынки продовольствия.

На совещании с руководством Совета Министров, 5 июля 2022 года.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Общенациональную акцию протеста запланировал провести 17 января сельскохозяйственный национальный профсоюз Польши «Солидарность», об этом накануне сообщил польский сельскохозяйственный портал Sad24.

Нынешнюю ситуацию в польском сельском хозяйстве внутри самой страны часто называют кризисной. Основной причиной запланированного протеста является прежде всего ситуация на рынке зерна. Она связана с неконтролируемым, беспошлинным ввозом зерновых с Украины. Представители «Солидарности» хотят организовать забастовку в каждом районе страны. Подробности акции протеста будут объявлены в ближайшее время.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter