Плюс девять стран в экспортном портфеле: в БелТПП рассказали о новой стратегии продвижения нашей продукции в условиях санкций

«Продолжим укреплять наши позиции на рынках дальней дуги»


Ряд предприятий страны столкнулись с санкциями. Большинство ограничительных мер еще не успели значительно отразиться на работе компаний, однако в следующем году их воздействие может стать более ощутимым. Белорусская торгово-промышленная палата, один из безусловных приоритетов которой — оказание всестороннего содействия предприятиям в продвижении продукции за рубеж, готова протянуть руку помощи экспортерам и предоставить действенные инструменты поддержки. О поиске новых перспективных товарных ниш и расширении географии поставок с акцентом на страны «дальней дуги» «Р» рассказал председатель БелТПП Владимир Улахович.

Дорога к новым нишам

— Владимир Евгеньевич, как бы вы охарактеризовали текущую экономическую ситуацию в условиях продолжающейся пандемии и использования со стороны ряда наших торговых партнеров широкого спектра нерыночных мер? В каком направлении белорусским предприятиям двигаться, чтобы не снизить объемы экспорта?

— Очевидно, что сегодня предприятия готовы работать на любом направлении, где есть такая возможность. Однако в условиях нынешней турбулентности стало труднее вести бизнес в привычном режиме и формате. Существующие ограничения не позволяют полноценно проводить обмены делегациями, бизнес-встречи, а это важная составляющая деловых отношений, которая во многом способствует подписанию крупных контрактов. При этом значение сервисов удаленной коммуникации преувеличено: бизнес научился применять онлайн-инструменты и извлекать из этой деятельности выгоду, но виртуальное общение не заменит реального. 

Непростая экономическая обстановка в мире поспособствовала и усилению протекционизма — страны начали защищать свои рынки, трансформируя закупочную политику в пользу наиболее важных направлений: продовольствия, фармацевтики. Увеличилась и логистическая нагрузка. Поэтому я бы охарактеризовал текущую ситуацию как большой отложенный спрос бизнеса на возвращение к нормальной деловой жизни. 

Несмотря на сложности, наша страна в прошлом году успешно прошла все испытания пандемией с точки зрения организации бизнес-процессов. В Беларуси не остановили производство, сохранили рабочие места — и в этом наше преимущество. Для сравнения: в некоторых странах Европы после локдаунов не менее 25 процентов малого и среднего бизнеса не сможет возобновить свою деятельность. Такие данные представили наши коллеги из Европалаты. 

В 2020-м Беларусь поддерживала торговые связи с 206 государствами. Отечественные товары и услуги экспортировались в 180 стран. Мы прибавили по новым рынкам, с которыми ранее не взаимодействовали: в экспортном портфеле плюс десять стран, включая Южный Судан, Джибути, Багамские острова. Экспорт продовольствия превысил 5,7 миллиарда долларов, в том числе по 20 новым направлениям. Среди них немало африканских государств — Конго, Намибия, Сомали, Экваториальная Гвинея, Мали. 

К сожалению, сегодня мы столкнулись с новым вызовом — санкциями. Их влияние по ряду направлений можно будет почувствовать уже в следующем году. С другой стороны, там, где есть проблема, можно найти и новые возможности. Мы продолжим укреплять позиции белорусского бизнеса на рынках «дальней дуги» с помощью инструментов БелТПП, будем проводить бизнес-форумы с зарубежными партнерами. Например, недавно состоялось пятое заседание Белорусско-Пакистанского делового совета, участие в котором приняли представители более 60 компаний из Пакистана. Это огромный емкий рынок, где хорошо знают нашу технику, в частности трактор «Беларус». И сегодня обсуждается вопрос открытия в Пакистане большого сборочного производства мощностью десять тысяч тракторов в год. 

Мы организовали Белорусско-Африканский экономический форум с участием руководителей более 170 отечественных предприятий и представителей 14 государств Африканского континента. После проведения форума мы получили предложение провести ответное мероприятие «Африка — Беларусь», но уже в Египте. Также на повестке дня у нас такие страны, как Кения, Нигерия, ЮАР. Не забываем и про Юго-Восточную Азию. Это быстрорастущий перспективный регион, где есть множество свободных ниш для белорусской продукции. Например, наши бренды хорошо знают во Вьетнаме, Индии. Очень заинтересована в сотрудничестве с Беларусью Индонезия. Это большая страна, которая пытается укрепить себя как региональный лидер. Ей интересна продукция нашего машиностроения.

В 2020-м Беларусь поддерживала торговые связи с 206 государствами.
Фото предоставлено БелТПП

Отмечу, что несмотря на усложнившийся процесс продвижения отечественной продукции за рубеж, сегодня у нас очень неплохие экономические результаты. По итогам восьми месяцев объем экспорта превысил 30 миллиардов долларов, а итоговое сальдо сложилось в размере более 2,3 миллиарда долларов, существенно превысив значение за такой же период 2020-го. Даже на рынке ЕС вышли на позитивный торговый баланс и прибавили в экспорте. На европейском направлении мы еще не почувствовали ограничительных мер: запреты на уже подписанные контракты не распространяются. Но когда вводятся санкции против отдельных предприятий, это не означает, что нужно уйти из этого региона и полностью сосредоточиться на другом. Если есть возможность продолжать выстраивать экономические отношения с европейскими партнерами, это нужно делать.

Работа на фоне санкций

— Говоря о санкциях, скажите, как иностранный бизнес воспринимает потерю партнерства с Беларусью? 

— В данном случае нужно четко понимать, что санкции негативно влияют и на того, к кому они применяются, и на того, кто эти санкции вводит. Европейские партнеры постоянно говорят, что они тоже испытывают разочарование из-за введенных ограничений. Например, зарубежные компании, которые поставляли нашим предприятиям комплектующие, сейчас теряют большие деньги и активно ищут новые направления для сотрудничества с Беларусью. Никому из них не хочется прерывать устоявшиеся партнерские связи и отказываться от того, что уже наработано. Это посыл, который мы получаем от партнеров из большинства европейских стран. Мы это видим и чувствуем, поэтому делаем все от нас зависящее, чтобы в этих непростых условиях быть полезными нашим экспортерам в сохранении традиционных рынков и поиске новых ниш. Сегодня есть ряд интересных и перспективных направлений, например Алжир, Тунис.

Более 70 процентов нашей продукции уходит на экспорт.

Отдельно хочу отметить гибкость и продуктивную для ведения бизнеса агрессивность, с которой в это непростое время работают наши частные компании: активно и целенаправленно внедряются на японский рынок в сегменте приборостроения. У нас уже есть совместное белорусско-японское предприятие по производству лазерных приборов. Япония в целом позаимствовала солидный багаж наших знаний и наработок по разработке измерительных приборов после аварии на Фукусиме. Высокотехнологичное оборудование белорусского производства, в частности рентгеновские установки досмотра грузов и мобильные диагностические клиники, востребовано и в других странах — Великобритании, Египте. Сегодня на наши частные предприятия приходится около 50 процентов несырьевого товарного экспорта. Они умеют работать успешно.

Вызовы конкуренции

— Когда белорусский бизнес по линии БелТПП взаимодействует с деловыми кругами других стран, случается ли так, что одна компания становится конкурентом другой? И как на данный момент обстоят дела с конкуренцией в рамках ЕАЭС, где партнеры должны способствовать беспрепятственному проникновению товаров на территории государств — членов ЕАЭС?

— Конкуренция — очень важное понятие для бизнеса, которое позволяет ему развиваться. Отвечая на первую часть вашего вопроса, скажу, что таких прецедентов, пожалуй, не было. Да, глядя на тот же спектр продовольственной продукции, можно заметить, что есть предприятия, которые производят похожие товары. Но они не будут конкурировать, если объем зарубежных рынков поглотит все, что мы готовы поставить. Подчеркну, что у нас высокая доля госсобственности в бизнесе и более 70 процентов нашей продукции уходит на экспорт. Этот процесс отрегулирован за десятилетия, а предприятия, наоборот, дополняют друг друга.

Сегодня наши предприятия готовы работать на любом направлении, где есть такая возможность.

Сложности есть как раз по линии сотрудничества в рамках ЕАЭС, где мы конкурируем с предприятиями стран «пятерки». В основном с Россией, где выпускают схожую мясомолочную и промышленную продукцию. Там иногда применяются инструменты, которые препятствуют свободному доступу товаров на рынки государств — членов ЕАЭС. Это противоречит идеям союза, согласно которым пять стран должны поддерживать друг друга, создавать транснациональную корпоративную среду. На деле получается, что создаются дополнительные барьеры. Среди сфер, которые наиболее чувствительны для Беларуси в этом вопросе, — машиностроение, пищевая и легкая промышленность.

Однако мы работаем над снятием этих барьеров. Сейчас пытаемся выстроить участие в совместных выставках не в конкурентном ключе, а на принципах взаимодополнения. Например, при поддержке ЕЭК и Евразийского банка развития планируем презентовать стенды «Сделано в Евразии». Таким образом бизнес будет играть за «сборную» Евразии, а не против друг друга. 

Для обеспечения равных условий участия в процедурах государственных закупок в ЕАЭС утверждены правила определения страны происхождения отдельных видов товаров. За получением акта экспертизы для включения в Евразийский реестр промышленных товаров белорусские производители могут обратиться в БелТПП, которая определена уполномоченной организацией в Республике Беларусь на взаимодействие с ЕЭК по вопросам ведения и формирования данного реестра.

Наша страна в прошлом году успешно прошла все испытания пандемией с точки зрения организации бизнес-процессов.

Академия экспорта

— БелТПП уже третий год реализует проект «Академия экспорта». Как он способствует продвижению белорусской продукции? Что будете обсуждать на курсах в этом году?

— За три года у нас уже более 500 выпускников. Проект успешно развивается и вызывает большой интерес у представителей бизнеса, которые по своей натуре прагматичны и интересуются только тем, что действительно дает результат. В 2020-м выдали сертификаты 164 слушателям из 62 отечественных компаний. Более половины этих предприятий — представители негосударственного сектора экономики. На занятиях обсуждаем актуальные темы, разбираем конкретные случаи. 

Наш новый бизнес-курс, который начнется 28 октября, получил название «Экспорт: особенности работы в современных условиях». Мы рассмотрим инструменты финансовой поддержки экспорта, особенности страхования экспортных рисков, заключение экспортных контрактов, алгоритмы выхода на внешние рынки, актуальные техники продаж и многое другое. Отдельный модуль сделали совместно с представителями ЕЭК, Евразийского банка развития и Евразийского экономического суда.

Конкуренция очень важна для бизнеса, она позволяет ему развиваться.

Для членов БелТПП обучение бесплатное, потому что для нас это своего рода инвестиции в человеческий капитал — способных и стремящихся к развитию предпринимателей и менеджеров. Это инструмент не совсем прямой поддержки, но тоже очень важный, поэтому мы и дальше будем развивать проект. И нам было бы интересно не только делиться знаниями, но и мониторить их внедрение на предприятиях. Хотим, чтобы этот проект был максимально прикладным.

kryzhevich@sb.by

Сегодня наши предприятия готовы работать на любом направлении, где есть такая возможность.

В 2020-м Беларусь поддерживала торговые связи с 206 государствами.

Фото предоставлено БелТПП

Наша страна в прошлом году успешно прошла все испытания пандемией с точки зрения организации бизнес-процессов.

Фото Сергея Мицевича

Конкуренция очень важна для бизнеса, она позволяет ему развиваться.

Более 70 процентов нашей продукции уходит на экспорт.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter