Продавец временно неприступен

Угадать запросы потребителя не проблема, было бы желание

Всегда поражалась некоторым особенностям ведения бизнеса по-белорусски. Только у нас потребителя без лишних уговоров могут послать… к конкурентам. Причем за услугой, которую оказывают сами. Что срабатывает в этом случае — лень, «абыякавасць» или что-нибудь еще, ответить сложно. Я трактую это как обычное нежелание работать. И зарабатывать.

Свежий пример. Придорожное кафе на трассе Минск—Москва. Незанятые столики. Девушка за барной стойкой грустно смотрит на проезжающие машины. И вот, казалось, повод взбодриться — появились посетители. На наш ожидаемый в таких случаях вопрос: «Что можно горячего с собой взять покушать?» — звучит не совсем понятный ответ: «Все, что видите». Кроме пустых чашек, кофе-машины и чипсов, я, признаюсь, больше ничего разглядеть не могла. Заметив некоторое замешательство клиентов, в кафе не стали напрягаться и рекламировать шедевры местной кулинарии, а искренне так, по-славянски желая помочь, посоветовали заглянуть в соседний магазин. Может, сказывались усталость, плохая погода, вечернее время. В общем, мы подчинились мудрому совету человека за стойкой.

В придорожном магазине продавец в минуту успел рассказать и про горячее, и про сладкое, и про «компот». Не оставил без внимания и вошедших вслед за нами посетителей из России. Было видно, они сюда не первый раз заглядывают: фирменные булочки узнали сразу. Заглянут и еще. Пресловутая улыбка работника торговли и общепита все-таки имеет значение. Впрочем, с ассортиментом тоже был порядок.

Желание послать к конкуренту — вещь непреодолимая и непобедимая. В областных городах это чувствуется особенно. Например, предприниматели, сдающие квартиры командировочным, частенько переключают на номера своих коллег по цеху. Но здесь хоть какой-то резон есть: руководит желание удержать клиента в «зоне видимости», если своя квартира на данный момент занята. Чтобы в следующий раз он все равно обратился за помощью. Правда, и тут найдутся слова для критики: хочешь зарабатывать больше и если есть спрос — ищи варианты для расширения бизнеса. А то в третий раз точно никто не позвонит.

Пока, получается, плывем по пути наименьшего сопротивления. Может, так и надо? Здесь хочется поставить подмигивающий хитрый смайлик. Ведь всем понятно, что должно быть иначе. Как на турецком рынке, где местный продавец вылезет из кожи, чтобы удержать в своей палатке и продать хоть что-нибудь. Хоть самую малость. В то же время, может, и хорошо, что отказывают сразу, а не заманивают несвежими пирожками.

Ведь как оно бывает: поставил окно, повелся на цену более приемлемую, чем у других фирм. И только спустя время получил истинный «счет» за экономию: сырость, грибок и серый налет. И срок гарантии вроде не истек. Начинаешь звонить по телефонам, по которым раньше любезно отвечали. Слышишь заезженное: «Абонент временно недоступен». Потом эта временная недоступность превращается в постоянную. И остаешься ты со своими окнами и с самой гарантированной «гарантией» в мире. Можно, конечно, защищать права, добиваться справедливости. Я сейчас о другом.

О том, что нам, потребителям, частенько приходится выбирать из нескольких зол. Непонятно только, как такое возможно в век жесткой конкуренции товаров и услуг.

Может, причина в потребителе, который уж больно придирчивый пошел: поди угадай, что ему нужно? Отнюдь. Понадобилось как-то сделать фотографии. Поехала через полгорода в уже проверенный магазинчик, хотя рядом с домом есть немало предлагающих аналогичные услуги. Потому как знаю: 3, 15 или 100 фотографий здесь отпечатают за час. Такой принцип работы. И цены не выше, чем у конкурентов. Каково же было удивление встретить там подругу, которая живет от этого магазинчика еще дальше, чем я.

Значит, угадать запросы потребителя не проблема, было бы желание. И азарт развивать собственное дело. А вот от привычки посылать к конкуренту лучше отказаться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter