К 2020 году весь экспорт Беларуси должен распределяться равномерно между тремя рынками: ЕврАзЭС, ЕС и странами «дальней дуги»

Продавать надо уметь

К 2020 году весь экспорт должен распределяться равномерно между тремя рынками: ЕврАзЭС, ЕС и странами «дальней дуги»
В обновленной Директиве № 3 рост экспортного потенциала рассматривается как основа для внешней сбалансированности экономики и весомый источник пополнения бюджета и золотовалютных резервов. Долгое время многие наши предприятия были ориентированы, как правило, на российский рынок. 

По отдельным позициям туда уходит до 90 процентов наших товаров. Такая зависимость несет в себе определенные риски и явно не способствует укреплению нашей экономической безопасности. Сегодня это особенно ощутимо на фоне падения мировых цен на нефть, применения санкций к соседней странеи ослабления российского рубля. Поэтому цель Правительству поставлена конкретная: к 2020 году все экспортные поставки должны распределяться равномерно между тремя рынками: Евразийского экономического союза, Европейского союза и стран так называемой дальней дуги (Азия, Африка, Латинская Америка). Что необходимо для решения этой задачи и как научиться продавать с максимальной выгодой?



Частнику и карты в руки

Антон Болточко, эксперт по экономике “Либерального клуба”

В  мировой практике существуют разные виды стимулов, которые позволяют поддержать национальный экспорт. Часть из них запрещена Всемирной торговой организацией (ВТО) как элементы недобросовестной конкуренции. Учитывая, что Россия и Казахстан вступили в ВТО, нам необходимо тщательно обдумывать шаги по поддержке экспорта. 

В ином случае переговоры о принятии Беларуси в состав международной организации растянутся еще на несколько лет.

Все экспортные стимулы можно разделить на внешние и внутренние. Первые отражают создаваемые государством условия для работы на рынке. Вторые подразумевают реализацию экспортного потенциала за счет эффективного управления внутри самих предприятий. Например, предлагаемое Правительством сокращение количества документов, необходимых для оформления внешнеторговых сделок, является внешним экспортным стимулом. 

А вот назначение в качестве руководителя предприятия специалиста по внешнеторговым сделкам, введение в оборот новых модернизированных мощностей или создание уникального для мирового рынка товара — все это создает основу для внутренних стимулов увеличения экспорта.

При формировании экономической политики важно определить, насколько она эффективна. Правильно ли вмешиваться в работу экспортных предприятий с доведением директивных и даже индикативных показателей, которые все равно воспринимаются руководством как обязательные к исполнению? Стоит ли государству только создавать условия для экспорта? Или необходимо активно участвовать в финансовой поддержке продавцов отечественной продукции на внешних рынках?

Традиционно в странах с развивающейся экономикой предприятия изначально самостоятельно формируют свою экспортную политику, полагаясь только на свои внутренние возможности. 

Со временем на первый план выходит государство, которое по запросам уже сориентировавшихся в пространстве и времени предприятий изменяет правила игры для снижения административной нагрузки на бизнесменов. В последующем ставка делается на финансовую поддержку предпринимателей, но только малых и средних, так как они редко обладают достаточными возможностями для обеспечения выхода на заграничные рынки.

В нашей стране применение такой модели экспортных стимулов ограничено. Большая часть собственности сохраняется под контролем государства. За последние годы разрыв в показателях эффективности работы государственного и частного секторов экономики стал намного больше, чем в 2010 году, когда Всемирный банк проводил аналогичное сравнение: по рентабельности, количеству убыточных предприятий, объемам инновационной продукции и так далее. 

Если частники радеют за показатели продаж, подстраиваясь под изменившуюся конъюнктуру рынка, так как рискуют своими прибылями, то хозяйствующие субъекты с государственной собственностью полагаются порой на возможность покрытия убытков за счет бюджета. Для примера можно привести поддержку напрямую из бюджета в конце 2015 года ОАО “Камволь”, ОАО “Гомельстекло” или пролонгацию долгов деревообработки Минфином с помощью 15-летних облигаций. 

Что делать? Не стоит бояться очищения экономической системы от непрофильных и неэффективных активов через институт банкротства. 

При этом важно развивать аналогичные проекты на основе частных инвестиций. Это позволит обеспечить переток капитала из морально и физически устаревших секторов в наиболее эффективные отрасли экономики и не допустить резкого сокращения ВВП.

Параллельный процесс по формированию доверия к нашей стране со стороны иностранных инвесторов должен обеспечить нас дополнительными ресурсами не только материального характера, но и новыми разработками, знаниями, технологиями. Однако необходимо не просто создать благоприятные условия для работы иностранного инвестора, но и не менять их, как только ситуация в стране пойдет по линии роста. Ведь любое доверие очень легко потерять.


Экспортерам нужна поддержка

Сергей Солодовников, доктор экономических наук

Говоря о развитии экспорта, необходимо разграничивать ближайшие и долгосрочные цели и инструменты. Ни в коем случае нельзя пойти по ошибочному пути деиндустриализации народного хозяйства. Напротив, надо усилить индустриальную мощь страны, в том числе за счет эволюционной модернизации неэффективных отраслевых и технологических структур промышленного комплекса. Это невозможно сделать без сильного государства. Надо исходить из очевидного положения, что развитие экспорта и импорта (а эти процессы тесно взаимосвязаны, потому что без наращивания высокотехнологического импорта нельзя обеспечить высокую долю высокотехнологического экспорта) не является самоцелью и не может активно осуществляться без тесной увязки с программой социально-экономического развития страны в целом, с промышленной, аграрной, социальной политикой.

В долгосрочной перспективе развитие экспорта и импорта может быть обеспечено только за счет перехода промышленного комплекса страны к V и VI технологическим укладам, модернизации сельского хозяйства и увеличения доли высокотехнологичных услуг в экспорте.

Технологическая модернизация за счет зарубежных инвестиций может сопровождаться временным ухудшением платежного баланса. Однако в современной экономике страшен не государственный долг и отрицательное платежное сальдо (например, сегодня внешняя задолженность Люксембурга более 

2 триллионов долларов), а неэффективное расходование средств. Попросту говоря, когда деньги проели, а не потратили с умом.

Впрочем, все усилия и успехи по технологической модернизации могут ни к чему не привести, если наши производители не перейдут к агрессивной экспортной политике. Модернизация существующих и создание новых товаропроводящих сетей — это обязательное условие для развития. Особое внимание следует уделить институциональным способам господдержки промышленного комплекса и прежде всего усилению мотивации руководителей и трудовых коллективов.

Ближайшие цели и задачи государства могут отличаться от долгосрочных. В частности, для развития эффективного продвижения нашей промышленной продукции на рынки стран — участниц ЕАЭС достаточно 

IV технологического уклада. Именно он выступает сегодня основным потребителем отечественных и ряда зарубежных технологий. Соответственно для быстрого повышения качества экономического роста необходимо сначала провести “новую индустриализацию” на базе IV технологического уклада, которая может выступить основой для внедрения технологий V и VI укладов. Например, деиндустриализация Армении вызвала заметный технологический разрыв между нашими странами. Включение в механизмы внешнеэкономического сотрудничества наряду с традиционной торговлей технологических и кадровых трансфертов может обеспечить значительный рост нашего экспорта в Армению. В экономике этой страны могут быть внедрены результаты белорусских научных исследований, в том числе путем реализации совместных проектов. В первую очередь это касается машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, строительства.

В краткосрочном периоде наращивание экспорта возможно через усиление интеграции между странами — участницами ЕАЭС как в традиционных сферах (наука и промышленность), так и по тем направлениям, которые длительное время развивались менее интенсивно (финансы, сельское хозяйство). Развитие интеграции позволит странам-участницам не только получать дополнительные синергетические экономические эффекты, но и будет способствовать созданию общего политико-экономического пространства, устойчивого к внешним вызовам и угрозам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter