Продано!

В Польше суд впервые приговорил футбольных коррупционеров к тюремному заключению

В Польше суд впервые приговорил футбольных коррупционеров к тюремному заключению


Процесс в истории польского спорта — беспрецедентный. Да и в мировом масштабе уникальный. Еще никогда обвинение в договорных матчах не предъявлялось сразу нескольким десяткам человек. А всего по делу о коррупции в польском футболе на сегодняшний день арестовано и привлечено к уголовной ответственности 195 околофутбольных деятелей — судей, тренеров, руководителей клубов, менеджеров, игроков. И этот список еще далеко не закрыт.


Скамья подсудимых ждет не только мелких сошек. Среди пока еще подозреваемых — бывший тренер сборной Польши Януш Вуйчик, популярный футболист познаньского «Леха» и лучший бомбардир экстра–класса (высшей лиги) Петр Рейс, самый авторитетный судья международной категории Гжегож Гилевский, а также разного рода эксперты, функционеры и даже члены правления Польского футбольного союза (ПФС). Первые же суровые наказания уже оглашены. За участие в организованной преступной группе и вручение взяток отправлен за решетку на 3,5 года Рышард Форбрих — «серый кардинал польского футбола», больше известный по прозвищу Парикмахер. Бывший президент футбольного клуба «Арка» из Гдыни Яцек Милевский осужден на 4 года — за руководство организованной преступной группой. Еще 15 человек получили различные сроки ограничения свободы. Обвинительное заключение прокурор зачитывал более шести часов. Но это — только начало определения наказаний в процессе, который ведет вроцлавский окружной суд.


Следствие по делу о коррупции в польском футболе началось в мае 2005 года. О футбольных сделках молва ходила и раньше, но схватить за руку никого не удавалось. И вот первая же операция вроцлавской полиции завершилась успешно. С поличным был пойман футбольный судья Антони Фиярчик, обслуживающий матчи высшей лиги. Давно было замечено его умение избирательно свистеть. А то, что делал он это небескорыстно, подтверждало прозвище Пачка, под которой подразумевались деньги. Так вот, Фиярчику за нужный результат матча «Краковия» — ГКС–«Катовице» была предложена сумма в эквиваленте более 30 тыс. долларов. Он сам назначил место трансакции под Кельце. Получив наличные, судья уложил купюры в запасное колесо своей машины, но отъехать не успел. Взятка была контрольной. Пришлось в сопровождении оперативников ехать во Вроцлав, где одновременно был задержан подельник взяточника — председатель коллегии футбольных судей Верхней Силезии Мариан Душа, уже назначенный ПФС инспектором на упомянутый договорный матч.


Президент ПФС Михал Листкевич, сам в прошлом международный судья, выразил сожаление, что «нашлась одна паршивая овца», избавление от которой вернет уважение польскому футболу. Однако вскоре оказалось, что «паршивых овец» в польском футболе огромное стадо. Когда же правоохранительные органы начали проводить обыски в кабинетах футбольных начальников разного уровня, стало ясно: в польском футболе функционирует мафиозная система и есть все основания говорить об организованной преступной группе. Она занималась договорными матчами в первой, второй и третьей лигах, а также подкупала судей, одаривала официальных наблюдателей, решала за кругленькие суммы вопросы продвижения команд в класс повыше. Одна из газет описала разработанный председателем коллегии судей ПФС и куратором назначения судей на матчи подробный план перехода команды из второй лиги в первый дивизион за треть миллиона долларов.


Договориться можно было обо всем. Существовал даже своеобразный кодекс чести: за несоблюдение ранее оплаченных договоренностей деньги возвращались. Правда, деньги в чистом виде интересовали не всех. Некоторым арбитрам, например, была важнее высокая оценка их работы. Один из судей признал на следствии, что отказ от «сотрудничества» мог поставить крест на его карьере.


Зато те, кто уже попал в обойму мафии, катались как сыр в масле. Один из прокуроров утверждает, что доверенные судьи и наблюдатели враз лишились гарантированных левых денег, которые получали каждую неделю. Кроме этого, их ублажали как могли: селили в лучших отелях, угощали на славу в престижных ресторанах, потчевали девушками по найму. Надо было только вовремя назначать штрафные удары и удалять с поля соперников. Вот только один из эпизодов того, как на деле выглядела деятельность организованной преступной группы. В сезонах 2003 — 2005 годов «Арка» (Гдыня) провела 41 договорный матч. Благодаря этому клуб сначала удержался во второй лиге, а потом продвинулся до высшей. Руководители клуба давали взятки от полутора до 15 тысяч долларов судьям и инспекторам, а также как посреднику Парикмахеру, который стриг купоны по всем футбольным полям. Доказательством существования разветвленной сети махинаторов стали распечатки телефонных разговоров. Например, Парикмахер в течение менее двух лет с 350 телефонов разговаривал 70.408 раз с 2.545 людьми! Одному из судей, научному работнику из Щецина, он звонил 1.200 раз. Причем пользовался номерами, ему не принадлежащими. Как установило следствие, чаще всего брал телефоны сожительницы, зятя, но в большинстве использовал карты, которые через пару дней менял.


Президент ПФС Листкевич как может отбивается от обвинений непосредственно в свой адрес и всякий раз повторяет, что ничего не знает о коррупции в польском футболе. Его бывшие коллеги по судейскому цеху дали понять, что когда нынешний главный футбольный начальник «свистел», то «тоже брал». Перманентные заявления Листкевича об отставке давно уже воспринимаются как фикция. Тем не менее прокуратура выясняет: был ли Листкевич заложником судейских коррупционеров или их сообщником. Во всяком случае, ему уже пришлось давать показания в суде в качестве свидетеля.


Недавно в Польше, которая вместе с Украиной готовится принять чемпионат Европы по футболу 2012 года, вспыхнула нешуточная паника. В газетах появились материалы, что УЕФА отберет из–за повальной коррупции в польском футболе право проведения первенства. Поводом для испуга стало письмо Европейской ассоциации в ПФС. Пока же УЕФА интересовался только статусом судьи Гилевского, который был среди кандидатов на обслуживание игр чемпионата мира в ЮАР, а сейчас проходит по делу о коррупции. Как бы то ни было, международная репутация польского футбола оказалась крепко подмоченной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter