Проданные матчи

Как бороться с договорными матчами, похоже, никто в мире не знает...

Разговоров о коррумпированности в спорте ходит немало – о подкупе игроков, судей, продажных матчах… И, похоже, ситуация становится серьезной. За нее взялись и Международная федерация футбола (ФИФА), и Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА). В Беларуси нет таких страстей, как, скажем, в Италии. Но и у нас тема всплывает. Правда, пока громких криминальных дел, дошедших до суда, не было.

Хотя одно почти дошло. После публикаций в газете «Прессбол» было заведено уголовное дело на бывшего вратаря сборной Беларуси по футболу Валерия Шантолосова. Журналисты провели расследование и обвинили его в участии в 2003 году в организации договорных матчей отборочного турнира чемпионата Европы между нашей дружиной и командами Чехии и Молдовы. Прокуратура страны возбудила уголовное дело по ст. 253 УК. Футболисту заочно было вынесено обвинение в попытке подкупа участников профессиональных соревнований. Шантолосов к тому времени осел в России, где получил гражданство. Документы направили в Генеральную прокуратуру РФ. Однако Новосибирским УВД было решено прекратить дальнейшее расследование из-за сроков давности.

Белорусская федерация футбола признала Валерия Шантолосова в отечественном футболе персоной нон грата. Руководители ассоциации «Белорусская федерация футбола» (АБФФ) считают, что и в России спортсмена фактически признали виновным, так как никто не опровергнул выдвинутые обвинения. 

Но это только один случай. Больше ни одного конкретного факта нечестных матчей не обнародовалось. Хотя подозрения есть, но их, как говорится, не пришьешь к делу.

Так, в 2000 году национальной команде нужно было провести принципиальный поединок отборочного турнира Кубка мира со сборной Украины. Тогда был дисквалифицирован вратарь Геннадий Тумилович. Накануне долго беседовал с одним из наставников дружины. Заметил, что лучше всех его может заменить Валерий Шантолосов, который уверенно играл в бобруйской «Белшине». Но тренер ответил уклончиво: мол, и без этого вратаря есть кому играть, надо думать о будущем, давать дорогу молодым. Наконец, он не выдержал моей назойливости и прямо сказал: «Лучше мы проиграем без Шантолосова и будем спокойны, чем уступим с ним и будем гадать. Не доверяем ему!». Ворота защищал Василий Хомутовский, и белорусы уступили – 0:2.

— Ничего не скажу по этому поводу, — ответил корреспонденту «ЮГ» начальник тогдашней сборной Леонид Гарай. – У меня нет никаких фактов. Вспомним, в том матче обвинили в сдаче игры лидеров команды Валентина Белькевича и Александра Хацкевича. Но опять-таки это только разговоры. Хотя, наверное, определенное давление на них оказывалось. На моей памяти лишь один факт, когда могу утверждать, что в игре с нами хотели поступить нечестно. В 1978 году минское «Динамо» за выход в высшую лигу встречалось в Минске со львовскими «Карпатами». Арбитры сообщили нам, что гости пытаются их склонить к необъективному судейству. Мы увезли судей подальше, в Раубичи, где с ними никто из посторонних не общался. Еще один случай из советских времен. Вызвали меня и главного тренера Эдуарда Малофеева в ЦС «Динамо» и попросили помочь московским одноклубникам, у которых турнирное положение было плачевным. Короче, нужно проиграть им. Эдуард Васильевич вскипел, закричал: «Если вам это надо, идите сами говорите футболистам». Я тоже выступил против. И не сдали матч. Тогда Малофеев и попал в опалу у начальства.

В советские времена о договорных матчах также ходило немало разговоров. Но на слуху разве что громкое ворошиловградское дело. «Зарю» обвинили в подкупе судей и игроков ради того, чтобы стать чемпионом страны. Правда, ныне покойный, заслуженный тренер СССР по волейболу Владимир Чернов заявил мне, что это чепуха, все шито белыми нитками. Тогда всю область порочили. Он в областном центре тренировал женскую команду «Искра» — одну из сильнейших в Европе. И его засадили в тюрьму, куда к нему приезжали на тренировки волейболистки. Так из тюрьмы наставник привел своих подопечных к победе в Кубке кубков. Чернов своей вины не признал, считал, что и футболистов также голословно обвинили.

В былые времена схема нечестных поединков была несложной. Вызывали начальники и приказывали проиграть. Или команды договаривались между собой: вы сегодня проиграйте, поскольку нам очки позарез нужны, а в следующем поединке мы «долг» отдадим. Ходят разговоры о баталиях между минским «Динамо» и владикавказским «Спартаком» в начале 1990-х. Осетины якобы подарили нам победу. А потом наши великодушно на родном стадионе устроили настоящий спектакль по возвращению «долга». А могло быть и по-другому. Клубу в чемпионате уже очки особо не нужны, вот и дарит. Порой и безвозмездно, чтобы его заклятые конкуренты не смогли занять высокие места.

Теперь же все гораздо сложнее. Практически все специалисты, с кем заводил разговор, единодушны, что подобные матчи, когда исход решен до стартового свистка, есть и будут. В спорте, и особенно в футболе, крутятся большие деньги. Если раньше футболистам платили квартирами, машинами, то теперь в цене наличные деньги, в том числе иностранная валюта. Дензнаков никогда много не бывает. Можно не выходить на руководство команды, а просто предложить нескольким игрокам энную сумму. И они сделают нужный результат. Один из футболистов рассказал мне и моему коллеге, как они «сдавали» игру в начале 1990-х: «Я промахнулся по мячу, другой споткнулся в штрафной, а третий упал не в ту сторону – 0:1. Тренеры и партнеры даже не знают».

— Это все очень щепетильно, — продолжает Леонид Гарай. – Как я могу что-то говорить футболисту, которого подозреваю? Команда – единый коллектив. И если начну кого-то обвинять, то другие могут перестать играть. Мол, зачем упираться, если все уже решено, и большие деньги можно заработать иным путем — предательством. Поэтому никогда в клубах не обвиняют спортсменов. Если есть подозрения, то атлетов стараются отчислять, выставлять на трансфер, сдавать в аренду.

Появился и тотализатор, где ставятся большие ставки. А где деньги — там есть и место для всяких махинаций. И тут перестают существовать границы между государствами. В дело вмешиваются совсем посторонние люди, порой далекие от футбола. В Беларуси тотализатор больших денег пока не собирает. Однако в других странах принимают ставки как на матчи сборной страны, так и национального чемпионата. Поэтому, думаю, следует ожидать зарубежных эмиссаров и у нас. И как видим из случая с Шантолосовым, они уже крутятся.

Лет шесть назад один белорусский арбитр, обслуживающий матчи первой лиги, выдал «важный секрет». Не буду называть фамилию, судейская карьера у него не сложилась. Верить ли его словам? «Приезжаешь на матч, — рассказывал он, — а тебе хозяева в один карман кладут, гости — столько же в другой». Выбираешь, в чью сторону свистеть. Можешь никому не свистеть, никто денег не заберет. Бывает, отдашь проигравшим: мол, не получилось». Поинтересовался у него, есть ли такие, кто не берет денег, и получил утвердительный ответ. Прозвучала фамилия известного ныне нашего рефери: «Хочет на международную арену выйти, так что к нему с подобными предложениями лучше не подходить».

Раньше интересно было анализировать, какой наш арбитр, какие матчи судит. Странные закономерности обнаруживались: кто-то мог часто обслуживать поединки одной и той же команды. И, как правило, она в них побеждала. «А что здесь такого? – улыбнулся в ответ на мое недоумение один из тренеров. – В федерации работают обычные добрые люди. Можно упросить их поставить судью, с которым у нас хорошие отношения». Теперь о таком уже не говорят. Более строго в АБФФ стали подходить к назначениям.

Как бороться с договорными матчами, похоже, никто в мире не знает. Ведь не будешь на каждый матч вызывать следственную бригаду. Да и в футболе ссор из избы стараются не выносить. Уставом ФИФА национальным федерациям, клубам, игрокам запрещено решать вопросы в государственных органах. Для этого есть свои структуры. Руководство уважаемой организации старается действовать аккуратно, соблюдая принцип презумпции невиновности. Пока только сообщает о подозрительных матчах. Вот и недавно был опубликован список, в который попали ряд международных кубковых встреч, игры национальных чемпионатов Германии, России и других стран. И сразу посыпались оправдания: мол, ФИФА и УЕФА ошиблись. И вряд ли хоть один матч из этого списка будет объявлен договорным.

В 1980-е легендарный вратарь сборной Германии Тони Шумахер в своей книге «Свисток» приоткрыл завесу футбола. И все увидели, как много нечистоплотности в народной игре. Известный спортсмен открыто говорил и о договорных матчах, и о допинге… Тони отлучили от футбола, вывели из состава сборной страны. Но проблему он вскрыл. И она остается нерешенной. С нечестностью смогут справиться прежде всего только сами игроки. 

----------------------------------------

Тренер в бизнесе

В январе случился еще один скандал в спортивном мире. Произошел он отнюдь не на стадионе, не на соревнованиях, где должен царить дух уважения. А связан с игорным бизнесом. Но в нем одной из главных фигур является старший тренер Национальной команды по боксу Гаджимурад Абдуллабеков.

По данным МВД, было возбуждено дело за подстрекательство к даче взятки в отношении жителя Минского района. Он подозревается в том, что подстрекал двух минчан к даче взятки в 250 тыс. евро за благоприятное решение вопроса о выдаче лицензии на право осуществления игорной деятельности.

На жителей столицы вышел посредник, который заявил, что у него есть связи в Министерстве спорта и туризма, которое выдает лицензии на право заниматься игорной деятельностью, и он может помочь получить этот заветный документ. Называлась сумма в 250 тыс. долларов. Договорились о 50 тыс. задатка.

Во время передачи денег посредника задержали сотрудники службы БЭП УВД Мингорисполкома. Задержанный признался, что является всего лишь посредником в этой истории, просто хотел заработать денег. Он согласился сотрудничать со следствием. Деньги должен был отдать другим людям. Он и передал 20 тыс. долларов старшему тренеру сборной Абдуллабекову и антикризисному управляющему ООО «Эверласт Ко» Юрьеву. Их тоже задержали.

История странная, следствию придется распутать немало узелков. Какое отношение имели задержанные к игорному бизнесу? Особенно Абдуллабеков, который давно работает со сборной, был вместе с командой на Олимпиаде в Пекине в 2008 году, воспитал призеров чемпионатов мира и Европы. Неужто решил попытаться использовать личные связи с руководителями этого ведомства?

В спортивном ведомстве страны это не первый случай задержания во время получения взяток. Так, в прошлом году осужден бывший главный тренер Национальной команды по таэквондо Анатолий Лиходиевский. Однако почти все случаи не связаны непосредственно со спортивными соревнованиями. Взятки касались игорного бизнеса, размещения инвестиций при строительстве и ремонте спортобъектов… А Лиходиевский вообще хотел помочь уладить отношения одной гражданки с правоохранительными органами.

«ЮГ» будет следить за этим делом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter