Продается все! Покупается лучшее?

Скидки не так велики, как иногда кажется Зима заканчивается не по календарю и даже не тогда, когда валенки меняют на легкие весенние туфли, а с началом большой зимней распродажи товаров.
Скидки не так велики, как иногда кажется

Зима заканчивается не по календарю и даже не тогда, когда валенки меняют на легкие весенние туфли, а с началом большой зимней распродажи товаров. Продавцы, самые чуткие синоптики, за версту чуют весну и тут же меняют ценники на шубах, варежках и шерстяных джемперах. Народ ждет этого момента с нетерпением, составляя длинные списки необходимых покупок. Скидки продавцам выгодны не меньше, чем покупателям. Практика доказала: вещи, не проданные во время распродажи, в будущем сезоне принесут только убытки.

В поисках распродаж захожу в минский ЦУМ. Естественно, первым делом обращаю внимание на то, что в преддверии оттепели никого уже не интересует: шубы, зимние пальто, меховые сапоги. На скидки даже намека нет. "И вряд ли будут", - пожимает плечами продавщица, предлагая мне за полцены... летние костюмы, которые пылятся на вешалке с прошлого августа, да невзрачные блузки.

На более-менее симпатичные и качественные вещи скидки в универмагах бывают редко. Зачем же задаром отдавать то, что в следующем сезоне будет пользоваться не меньшим спросом? Так думает большинство белорусских производителей. Не учитывая одной простой вещи: мода - вещь несовершенная, поэтому ее приходится каждый год менять. И если этой зимой на сапоги никто глаз не положил, то шансы, что в следующем сезоне им повезет больше, ничтожно малы.

Настоящие распродажи случаются лишь в бутиках. Вот, к примеру, в одном из них сейчас 70-процентные скидки на всю обувь коллекций 2003 года. Думаете, владелец действует себе в убыток? Наивные! "Пока товар "свеженький", первые 30 процентов покупателей покрывают все расходы на его закупку, транспортировку, растаможку, аренду помещения и т.д., - делится коммерческим секретом продавец модной одежды Светлана. - Следующие 30 - 35 процентов покупок приносят хорошую прибыль. Примерно треть товара, что остается на сезон распродаж, - это уже сверхприбыль". "Модные вещи, как молоко, которое нужно продать, пока оно не скисло, - уверен владелец бутика Дмитрий. - В Европе цены снижают, потому что конкуренция, сложнее распродать товар, бутиков-то много (в Париже в магазинах с надписью "Degreffes" продают высококлассные дизайнерские вещи по бросовой цене только потому, что на них нет... этикетки. - М.К.). А у нас конкуренция отсутствует как таковая - магазины, торгующие дизайнерским товаром, брэндами, по пальцам можно пересчитать. Как, впрочем, и платежеспособных покупателей". Тем не менее, говорит Дмитрий, костюм, который стоит 1.000 долларов, сколько бы ни висел, за 100 никто не продаст; лучше даром отдадут приятелю...

Для государственных магазинов устаревшая модель или немодная расцветка вообще не причина для скидок. Модный-немодный - на всякий товар найдется свой покупатель. И только если изделие совсем уж ничем не привлекает, продавцы делают привлекательной хотя бы цену на него.

Впрочем, тому, что распродажи плохо приживаются в государственной сети магазинов, есть и другое объяснение. У частника возможностей для ценовых маневров больше: он, к примеру, может сперва поднять цену на товар в 3 раза, а затем остатки партии распродать, не исключено, даже ниже себестоимости. Его "государственные" коллеги вправе набросить максимум 30 процентов, потому и скидки минимальные - 5 - 10 процентов. Тех, кто может себе позволить продавать товар и вовсе без торговой надбавки, единицы. Увы, почти половина предприятий торговли убыточна. Откуда тут взяться большим скидкам? Разве что производитель согласится снизить себестоимость своей продукции, но это почти из области фантастики. "Распродажи устраивают в основном те производители, у кого на складах залежи, - говорит ведущий товаровед по трикотажным изделиям ЦУМа Нина Апанасенко. - Например, товар "Купалинки" или "Свитанка" раскупается полностью, поэтому скидок на него практически не бывает. А вот платья Пинской трикотажной фабрики сейчас распродаются за 2 - 4 тысячи".

Впрочем, директора государственных магазинов особо и не расстраиваются, ежели товар идет плохо. Если в течение 60 дней на коллекцию никто не "покушается", у них, в отличие от владельцев бутиков, есть возможность вернуть ее поставщику. "Мы можем серьезно снизить цены на российскую обувь, т.к. закупаем ее по оптовой цене, - говорит заместитель директора магазина "Марко" Екатерина Горбаченко. - Нам выгодно побыстрее ее распродать, поскольку назад вернуть невозможно. А вот на белорусскую цена снижается максимум на 10 процентов. И то неплохо - еще пару лет назад про распродажи отечественной обуви даже речи не было".

Наши распродажи мало чем напоминают европейские, где все без исключения торговцы делают скидки в строго определенное время, не меньше 20 процентов и абсолютно на все товары. Самые крупные магазины рекламируют скидки, а вот про "sale" в выставочных павильонах можно узнать в лучшем случае по секрету от знакомой продавщицы. Если во Франции или, скажем, Бельгии написано на витрине, что цены снижены на 50 процентов, то так оно и есть. В нашем же магазине, который украшает огромный плакат "SALE 50%", за полцены можно купить лишь 5 - 6 вещей. На остальной товар скидок вообще может не оказаться. Более того, нередко торговцы указывают лишь начальную и конечную цену и утверждают, что стоимость изделий снижена вдвое. Действительно, смотришь: было 100 тысяч, стало 50. А поковыряйте ценники, которые часто наклеены один на другой, и обнаружите немало интересного. Я, например, однажды "отковыряла", что свитер, который мне пытались "впарить" как "суперудачную покупку", на самом деле - обычный залежалый товар. Цену на него снижали уже 4 раза... Ну а самая неприятная особенность наших распродаж - они могут и не начаться. Даже в бутиках. При хорошей торговле владельцу нет нужды снижать цены. Это в Европе распродажи - традиция, а у нас всего-навсего еще один маркетинговый трюк.

Кстати

Не стоит тянуть с покупкой куртки или джинсов, если у вас ходовой размер: их быстро раскупят. Особенно стоит поторопиться, если вы представительница прекрасного пола: у вас самые серьезные и опытные конкуренты. Обладателям стройных фигур вообще не следует дожидаться момента, когда скидки достигнут 50 - 70 процентов: уже на вторую-третью неделю распродаж в бутиках практически невозможно найти приличную одежду маленьких размеров. Большинство распродаж начинается сразу после новогодних праздников, поскольку январь - февраль, по признанию продавцов, самые неприбыльные месяцы. В универмагах летний трикотаж распродают в ноябре - декабре, зимний - в феврале. На выставках скидки бывают почти каждую неделю, т.к. ассортимент меняется чаще, чем в магазине.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter