Продается специалист. Дорого

Как  профессиональному  работнику  превратить  свои  качества  в  выгодный  товар  и  продлить  свой  жизненный  цикл  на  рынке  труда

Как  профессиональному  работнику  превратить  свои  качества  в  выгодный  товар  и  продлить  свой  жизненный  цикл  на  рынке  труда 

Найти хорошего работодателя и успешно  выстроить отношения с ним, оценить ситуацию на рынке труда и правильно определить ожидаемый доход, подготовить хорошее резюме и добиться приглашения на собеседование, закрепиться на полученной работе и сделать карьеру внутри организации можно, лишь владея целым набором знаний и навыков. Самомаркетинг —  новое понятие в лексиконе рыночной экономики. Проще говоря, нужно убедительно доказать, чем вы лучше других. 

Для продвижения любого товара и продукта на рынке необходим целый набор маркетинговых инструментов.  При продвижении на рынке  труда  самого себя также не обойтись без  комплексного подхода, предполагающего анализ ситуации на рынке, конъюнктуры спроса и предложения. Старший преподаватель УО «Академия последипломного образования Министерства образования Республики Беларусь» бизнес-консультант ОДО «Триумф» Ольга Жилинская  уверена: самомаркетинг начинается, когда человек определяется с выбором будущей специальности. 

То  ли  девочка,  а  то  ли  видение,  или  Как  определить  пик  карьеры 

Многие социологические исследования, проводимые как за рубежом, так и в  Беларуси,  показывают примерно одинаковые результаты распределения респондентов по критерию успешности. Так, 43 % наших соотечественников ассоциирует профессиональную успешность с высокими доходами, которые позволяют повысить качество их жизни. Под высоким уровнем дохода подразумевается доход, получаемый в 3—4 раза больше средней заработной платы в отраслях народного хозяйства. Оставшаяся часть респондентов связывает престижность карьеры с общественным мнением. 

— Если четкое видение собственного будущего отсутствует, а вы давно уже не подросток, следует заняться выбором карьеры, — говорит Ольга Жилинская. — Возьмите лист бумаги и попробуйте сформулировать цели, которые вы намереваетесь достичь через год, пять, десять лет, какую работу и какое положение в обществе хотели бы иметь. Таким образом, вы определились с выбором. Далее следует задуматься, как заявить о себе на рынке труда и получить работу своей мечты. 

Алгоритм работы здесь достаточно прост: постановка цели — определение склонностей и способностей — уровень квалификации — изучение рынка — поиск вакансий — составление резюме — собеседование. 

Однако на каждом этапе есть свои особенности. Так, для определения склонностей, особенностей и анализа, где на рынке труда их можно применить с максимальной эффективностью, строятся профессиограммы. Они включают производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики той или иной специальности. Она позволяет выявить не только психологическую совместимость работника данной специальности, но и его профессиональную пригодность. 

«Чем  вы  лучше  остальных  кандидатов?» 

Это вопрос, на который должен грамотно отвечать каждый, кто стремится устроиться на хорошую работу. Ответ на него, по словам Ольги Жилинской, — это реальный шанс показать себя, рассказать о своих достоинствах. 

Помочь в грамотном определении себя как профессионала поможет SWOT-анализ — оценка себя по четырем направлениям: сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Для представления сильных сторон можно рассказать соискателю об одном отличительном свойстве, описать,  что именно выделяет вас среди других кандидатов. Работодатель будет вкладывать значительные деньги в ваше обучение и развитие, поэтому необходимо убедить интервьюера, что этот вклад будет оправданным. 

Более того, отмечает специалист,  если вы претендуете на должность бухгалтера, экономиста, маркетолога, pr-менеджера, рекламного агента, юриста, журналиста, врача, то повышать свою квалификацию  необходимо постоянно. Поэтому девиз «Обучение длиной в жизнь» остается актуальным. А если речь идет о работе в крупных отечественных перспективных компаниях либо представительствах иностранных организаций, то они приветствуют любого рода повышение квалификации, а начальник по подбору и развитию персонала сам составит для вас перспективный план развития. 

— Общепринятым является мнение о том, что, отвечая на вопрос «Ваши недостатки?», соискатель должен постараться превратить слабость в силу. Но чтобы это сделать мастерски красиво, нужно к этому подготовиться, — подчеркивает Ольга Жилинская. — К примеру: «Я человек, стремящийся во всем к совершенству, и не верю, что кто-то может выполнить эту работу лучше, чем я, поэтому мне иногда тяжело перепоручать ее кому-либо». В конце концов, у каждого человека есть свои недостатки, важно превратить их в преимущества. 

Что  следует  помнить  на  новом  рабочем  месте,  в  новой  организации? 

l будьте пунктуальными; 

l одевайтесь аккуратно, в соответствии с принятыми правилами в организации; 

l не проявляйте излишнюю активность в вопросах, в которых испытываете недостаток компетенции; 

l ограничьте свои беседы на работе сугубо деловыми разговорами; 

l воздержитесь от любых сравнений новой и старой работы, а также критики в адрес коллег или начальства; 

l не стесняйтесь говорить о своих затруднениях и просить сотрудников ввести вас в курс дела. 

Самый распространенный инструмент самомаркетинга — позиционирование себя в компании и за ее пределами. Что касается последнего, то фирменный стиль в одежде сегодня никого и у нас в стране не удивляет, а, наоборот, приветствуется. Чем выше и представительнее должность, тем дороже должны быть повседневная одежда, обувь и аксессуары. Если личный ноутбук не соответствует марке, которую предпочитает фирма, то работнику категорически запретят использовать его в рабочих целях. И даже покупая автомобиль, сотрудники западных компаний часто ориентируются на имидж фирмы, а не на собственные предпочтения. Например, европейский менеджер не должен иметь наручные часы стоимостью, превышающей его ежеквартальный доход, но часы должны быть швейцарскими. Стоимость транспортного средства (автомобиля) не должна превышать годового совокупного дохода. Если существует перекос, то это сигнал для высшего руководства: либо жалование сотруднику следует уменьшить, либо он перестал придерживаться корпоративной культуры. В результате может быть объявлен выговор или даже последовать увольнение. 

А эффективность самомаркетинга определяется просто: это преодоление всех  рассмотренных выше этапов, востребованность рынком, признание среди коллег, успешное выполнение (продвижение) товаров и услуг своих клиентов. В конце концов, о вас начинают говорить как о профессионале своего дела. И на завоеванном сегменте рынка вы не нуждаетесь в рекламе. Ваши бывшие клиенты сами уже делают вам рекламу, рекомендуют к вам обратиться. Карьера — это не подарок от Деда Мороза, а результат тяжелой, долгой, кропотливой работы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter