7 апреля — Благовещение. Белорусы называют этот праздник «Дабравешчанне» или «Звеставанне». Он установлен в память о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии о зачатии ею божественного младенца.
К Благовещению заранее и очень тщательно готовились. На высокое дерево, на крышу дома клали старую «баразну». Надеялись, что, если прилетевший аист поселится там, это принесет счастье и благополучие. Разорить гнездо аиста считается большим грехом. Убить эту птицу — то же, что убить человека.
Верили, что удачливым и здоровым на весь год будет тот, кто увидит аиста в полете.С этим праздником связаны различные представления «пра сусвет», про место человека и правила поведения его в этом мире. Прежде всего представления об общей для всех людей «крынiцы жыцця», матери всего живого, о земле. Землю считают живым существом, имеющим женское начало, и говорят о ней всегда: «Мать — сыра земля». К ней, святой кормилице, особо уважительное отношение. Многое в представлении о земле связано с культом предков. С давних времен считалось: она оживает весной и входит в долгий сон зимой.
Существовало поверье, что за грехи людские земля может забрать себе, «проглотить» человека, селение или даже целый город. В прежние времена, отправляясь в дорогу, в чужие страны, брали с собой горсть родной земли. Верили, что она, как оберег, поддерживает и помогает своим детям на чужбине.
По давнему обычаю, парень, уходя на воинскую службу, оставлял оттиск правой босой ноги перед порогом дома. Мать собирала этот след в «хусцiнку» и сохраняла его в красном углу до конца службы. Делалось это для того, чтобы сын вернулся домой живым и невредимым. Самой верной и крепкой клятвой считалась та, когда человек целовал свою землю и даже съедал крохотную горстку. Все представления о земле символизируют связь с корнями и Родиной в целом.
ПРИМЕТЫ НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ
« Погода на Благовещение может повториться и на Пасху.
« Дождливый день обещал богатый урожай хлеба.