«Тише едешь — дальше будешь» — эта прописная истина для рынка автомобильных грузоперевозок сегодня приобретает особое значение. Пока многие производители-экспортеры испытывают сложности с поставками за рубеж, белорусские грузоперевозчики зарабатывают деньги. По итогам первого квартала автомобильный транспорт занял первое место в экспорте услуг и третье — по сальдо внешней торговли. Однако говорить о том, что у них все безоблачно, не приходится — игрокам необходимо постоянно думать о насущных проблемах.

Либерализация рынка в ЕАЭС, вопросы с разрешениями на перевозки в/из третьих стран, возникающие сложности с двусторонней разрешительной системой — все это сегодня не просто остро стоит на повестке дня, но зачастую тормозит весь рынок. Несмотря на то что в структуре ЕАЭС перевозчики работают уже почти полтора года, о создании единого транспортного пространства говорить пока нельзя. Председатель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) Николай Боровой обращает внимание:

В начале года наши компании оказались заложниками внешних обстоятельств: на время остановились перевозки между Польшей и Россией, позже возникли проблемы на российско-украинском направлении. Обычно реакция на подобные инциденты не заставляет себя долго ждать: в результате споров сторон сокращается количество разрешений, выданных для белорусских игроков. Кроме того, как признаются сами участники рынка, уже лет десять нам катастрофически не хватает разрешений на перевозку в Россию в/из третьих стран. Попытки соседей защитить внутренний рынок, а также довольно медленный процесс по унификации в сфере каботажных перевозок явно свидетельствуют о неготовности партнеров по интеграции говорить с нашими компаниями на одном языке. Консультант постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта (IRU) в Евразии Александр Забоев, представляя масштабное исследование рынка автоперевозок 12 стран Евразии, делится такими данными: лишь 11% объема двусторонних грузоперевозок Беларуси осуществляется без специальных разрешений. При этом во всем регионе действует лишь одно соглашение (Армения — Грузия), которое предполагает безразрешительные перевозки в/из третьих стран. Всего же в регионе действует 286 двусторонних соглашений, 44 из них — у Беларуси.

Впрочем, несмотря на нынешние реалии, игроки вынуждены активнее работать над диверсификацией экспорта услуг. Выступая на общем собрании членов ассоциации «БАМАП», министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак акцентировал внимание на будущем:

Кроме того, по мнению Анатолия Сивака, игрокам стоит активнее осваивать перевозки из Китая. Он напомнил, что китайский вектор является одним из важных приоритетов внешней политики нашего государства и внешней торговли в рамках проекта Великого шелкового пути. Для этого в КНР разработана концепция, которая предусматривает развитие маршрутов перевозки и международных коридоров для усиления экономического сотрудничества между странами Азии и Европы.

Впрочем, несмотря на всю теоретическую привлекательность для транспортников китайского направления, эксперты вынуждены признать: осуществлять перевозки в эту страну очень непросто. Александр Забоев поясняет, в чем заключаются сложности:
— Некоторые двусторонние соглашения не предусматривают возможности осуществлять перевозки в/из третьих стран. В частности, такую ситуацию можно наблюдать сегодня с Китаем: все двусторонние соглашения, заключенные с КНР, предполагают исключительно двусторонние перевозки. У них есть также ряд дополнительных ограничений, связанных с пунктом пересечения границы, глубиной проезда на территорию, с маршрутом. Однозначно, в ближайшем будущем эти вопросы международной транспортной политики придется как-то решать. Вступая в ВТО, Китай взял на себя в этой части определенные обязательства, которые на практике пока не действуют.
Тем временем в Минтрансе напоминают: для максимального использования преимуществ Беларуси в общем таможенном и экономическом пространстве ЕАЭС ведомство ведет работу с Евразийской экономической комиссией в рамках подкомитета по автомобильному транспорту Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК и Рабочей группы по выработке предложений по совместным проектам в области транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения евразийской экономической интеграции и экономического пояса Шелкового пути.

ЦИФРЫ
Валютная выручка автомобильных грузоперевозчиков страны за первые три месяца 2016 года составила 202,5 млн долларов, это на 5,4% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Кроме того, количество перевозок выросло на 16%, а объем перевезенных грузов — почти на 20% (до 1,5 млн тонн). Тем временем по результатам 2015 года экспорт услуг в денежном эквиваленте снизился на 21,8%, однако в итоге автомобильные грузоперевозки заняли 2-е место в экспорте услуг: поступление иностранной валюты в страну составило 854 млн долларов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Автомобильные грузоперевозки между Китаем и странами Европы уверенно растут в обоих направлениях. Среди стран Евросоюза главным импортером товаров из Китая на автотранспорте являются Нидерланды. Согласно данным Евростата, в 2015 году доля Нидерландов в автомобильном грузовом трафике из Китая в ЕС составляла 38,5%.
По сравнению с 2014 годом объемы автомобильных грузоперевозок в Нидерланды из Китая выросли более чем в 2,5 раза (с 527 тыс. т до 1290 тыс. т). Более всего увеличился импорт промышленного и бытового оборудования, транспорта, производственных материалов и промышленных изделий. Выросли перевозки химических материалов и химической продукции. Автомобильные грузоперевозки из Китая в 2015 году увеличились также в Венгрию, Испанию, Италию, Великобританию. В экспортном направлении из Евросоюза в Китай рынок автомобильных грузоперевозок в 2015 году вырос на 8,6% (до 788 тыс. т). Увеличился объем перевозок из Нидерландов, Венгрии, Польши, Австрии, Швеции, Италии, Чехии.
konoga@sb.by