Как не попасть впросак при покупке золотого украшения?

Пробу ставить негде

Почему не все то золото, что блестит.
Одно из главных пристанищ теневых “ювелиров” в Минске — скупка золота на улице Ботанической. Цыгане здесь дежурят чуть ли не ежедневно. И так уже несколько десятков лет.

“Продавал им золотой браслет, очень хорошо это помню, в 1989 году. И вот прошло 25 лет, а они все тут и стоят”, — говорит Владимир, всю жизнь проживший в этом районе.

Как идет торговля сейчас? Рядом со скупкой — никаких цыган. Решаюсь посмотреть, что же внутри — может, время неудачное? Нет, в маленьком помещении полно народу. От окончательного разочарования спасает мужчина, вышедший на перекур: “Цыгане? Так они ж дальше стоят, на магазине. И сегодня там есть”.

Теневые скупщики просто спрятались от жары в тени деревьев. Но стоит немного замедлить шаг и...

— Девушка! Идите сюда, — подзывает цыганка. — Продаешь, покупаешь?

— А почем вы берете?

— А ты покажи что, и я назову цену.

— У меня с собой нет. Скажите, сколько у вас стоит грамм?

— Двести пятьдесят, — неохотно отвечает цыганка и теряет ко мне интерес. На очереди — новый клиент.

В официальной скупке стоимость грамма варьируется от 128 до 328 тысяч рублей в зависимости от пробы. В общем-то цена, которую назвала цыганка, средняя — примерно по такой сегодня здесь принимают желтый металл 750-й пробы. 

Почему на нелегальном рынке именно цыгане занимаются торговлей золотом? Когда-то у них была традиция — переплавлять золото на пояс, который символизировал их богатство. Чем он длиннее, тем зажиточнее семья. Но, конечно, вряд ли дельцы с Ботанической скупают драгметалл для этого. Основная цель — перепродажа. Это своеобразная “вторичка”, где цыгане выполняют роль посредников. Конечно, с таким бизнесом милиция борется: в позапрошлом году здесь задержали более  60 скупщиков. Наказание — штраф до тридцати базовых величин, если попался первый раз, а затем уже — до пятидесяти с конфискацией “товара”.

Это лишь одна сторона нелегального ювелирного рынка. Другая, более серьезная, держится на безобидных с виду женщинах-домохозяйках лет за тридцать. 

Из очередной поездки в Россию Елена привезла себе несколько золотых украшений — колечко, браслет и цепочку. Первой внимание обратила сестра, мол, красивые, где покупала. Елена рассказала, что на рынке в России и обошлось это дешевле, чем у нас. Родственница попросила в следующий раз привезти украшение и ей. Потом коллега, потом подруга. И пошло-поехало... Из каждой поездки  — не меньше 20 изделий. Вскоре это превратилось в бизнес. “На работе зарплата была небольшой, — вспоминает женщина. — А тут с каждого украшения — по 30 долларов, а то и больше. Неплохой приработок”.

История Елены — стандартная практически для всех теневых торговцев “ювелиркой” с рук. Возможно, так начинала и минчанка Татьяна, которую вместе с мужем задержали на белорусско-польской границе. В машине они перевозили золотые и серебряные украшения, все на продажу. В общей сложности сотрудники БЭП изъяли у них около 2,5 кг драгметалла. Кроме того, у женщины нашли телефонную книжку с номерами постоянных клиентов — товар шел проверенным людям. Продавала “ювелирку” не только Татьяна: они с мужем были поставщиками. От них шли ниточки целой преступной сети. Супруги закупали украшения на польских рынках  — здесь грамм золота стоит примерно 36 долларов, в то время как у нас — от 50. Разницу — себе в карман. У семейного подряда были свои реализаторы. Одного такого задержали в Орше: только у него постоянных клиентов было несколько десятков человек, украшений нашли под тысячу штук. Каждый раз к моменту “привоза” он приезжал в Минск за новой партией товара. 

Таких вот реализаторов офицеры милиции задерживают постоянно. В Свислочи, Гомеле, Житковичах, Волковыске... В Березе у задержанной нашли более четырехсот контрабандных украшений. “Навар” со ста граммов золота — около 1,4 тысячи долларов. 

Вообще, продать и купить ювелирное изделие вне магазина, к примеру, у знакомого, у нас не запрещено. Но на колечке, серьгах должно быть обязательное пробирное клеймо Госпробнадзора. Старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУБЭП МВД Ольга Загоровская говорит, что  этот небольшой оттиск в виде силуэта зубра  — своеобразная гарантия качества: “То, что на кольце имеется проба и висит красивая бирка — еще ничего не значит. В Госпробнадзоре ювелирное изделие проверят на соответствие заявленной пробе и только после этого на него нанесут государственное клеймо. На контрабандном украшении его, конечно, не будет”.

Продавая нелегально ввезенные украшения из Польши, России, Индии, а значит, без уплаты налогов и прочих платежей в бюджет, контрабандисты создают нечестную конкуренцию на ювелирном  рынке. У нас его объем по золотым украшениям — более тонны в год. Это неплохой результат. Но наш внутренний рынок не такой уж и большой. При этом на нем есть и иностранные производители. Отчасти чтобы потеснить импорт, два года назад в стране появился ювелирный холдинг, в который вошли ОАО “Гомельское ПО “Кристалл”, ЗАО “Белгран” и ОАО “Белювелирторг”. По планам через три года его доля на рынке должна быть не меньше 40 процентов. Еще одна задача — нарастить экспорт. Потенциал у наших заводов есть. Но “ювелирка” — дело тонкое во всех отношениях. Чтобы не прогадать, нужно учитывать множество факторов. К примеру, нам нет особого смысла идти в некоторые восточные страны, где любят крупные, увесистые украшения. Зато перспективен российский рынок, куда мы поставляем ювелирную продукцию уже сейчас. Но и у самих россиян все неплохо — по производству изделий из золота они стабильно входят в первую десятку стран в мире. Правда, там теневой рынок драгметаллов сопоставим по объемам с официальным.

За продажу ювелирных изделий, не имеющих клейм Госпробнадзора, грозит серьезное наказание – вплоть до 12 лет с конфискацией имущества. Причем это касается не только продавца, но и покупателя. За полгода  за незаконную реализацию ювелирных изделий подразделениями БЭП выявлено более трехсот преступлений — это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Свое место  в тени нашли  и обычные мошенники. В крупном райцентре местная бизнесвумен решила купить увесистую золотую цепочку. Привлекла цена — в два раза ниже, чем в магазине. Женщина подстраховалась: взвесила украшение в ювелирной мастерской, там же уверилась, что драгметалл — настоящий. Но в итоге все равно осталась ни с чем: мошенница подменила цепочку прямо в момент сделки. А сколько историй ходит про то, как люди покупают изделие с рук даже с клеймами, после чего выясняется, что подлинные только застежки, а все остальное — дешевый сплав.

Черный рынок “желтого дьявола” напрямую связан с финансовым состоянием страны. Неслучайно всплеск интереса к “презренному металлу” приходился на 1947 год (массовые слухи о грядущей денежной реформе в СССР), 1961-й (денежная реформа — за незаконные операции с драгметаллом грозила даже смертная казнь), 90-е годы прошлого века (гиперинфляция), 2011 год (Нацбанк даже ввел ограничение — продажа слитков только за валюту). Все закономерно. Когда рубль обесценивается, становятся востребованными нелегальные способы сохранения накоплений. И, как правило, находятся те, кто готов удовлетворить этот спрос. Сегодня ситуация другая. Деньги выгоднее хранить на депозитах, а браслеты и цепочки — покупать в магазинах. Так спокойнее. Зачем поддерживать черный рынок и рисковать?

Как не попасть впросак при покупке золотого украшения?


  • Украшения редко делают целиком из золота — металл слишком мягкий и быстро теряет товарный вид. Как правило, это сплав. Чтобы узнать, какова в нем доля драгметалла, смотрят на пробу. Чем она выше, тем больше золота. Проба может отличаться в разных странах. К примеру, в Японии “ходовая” 1000-я. В Беларуси сегодня есть такие: 375-я, 500-я, 583-я, 585-я, 750-я, 900-я, 916-я, 950-я, 958-я.
  • Золотые украшения отличаются по цвету. Зависит окрас от “добавок” в сплаве: где больше меди — краснее, где серебра — светлее и т. д. Исходя из этого, оценивайте, насколько честную цену за изделие вам предлагают.
  • Если покупали золото за границей или отдавали украшение на переплавку в ювелирную мастерскую, можно проверить его в Госпробнадзоре, а заодно и поставить клеймо. Цена вопроса — 3 тысячи рублей за грамм.
  • Специфический совет: попробуйте уронить будущую покупку. Если звук глухой, перед вами вряд ли настоящее золото — оно-то приятно “звенит”.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter