Пробный шарм

Модернизация завода изменила судьбу поселка
Модернизация завода изменила судьбу поселка

Прозрачно–розовые лебеди с причудливо изогнутыми шеями, цветочные вазы диковинных форм сквозь стеклянную витрину заводского музея кажутся особенно хрупкими: дотронься — и рассыплются на тысячи осколков. «Лет 10 назад такие сувениры на заводе делали почти все кому не лень, ведь настоящей работы не было, — вспоминает председатель Осиповичского райсовета Александр Пузик. — Рабочие хоть как–то пытались заработать: ловили на стеклоформующей машине капельку горячей стеклянной массы, добавляли туда краску и тут же формовали из нее изделие. Потом эти незатейливые самоделки продавали на автотрассах, на рынке в райцентре. На эти деньги, да еще на то, что выручали от продажи собранных в лесу грибов и ягод, люди жили и кормили семьи. Ведь зарплату на стеклозаводе задерживали месяцами, да и получали тогда, мягко говоря, копейки...»

Вроде и немного времени прошло с тех пор, но 23–летнему рабочему стеклозавода Сергею Козловскому в эту историю сегодня верится с трудом. Около двух лет назад он пришел на предприятие, где практически всю жизнь работает его отец, и даже слегка растерялся от открывавшихся здесь возможностей. «Целеустремленный человек на заводе не только хорошо заработать может, но и карьеру сделать, — уверен Сергей. — Я два месяца осваивал стеклоформующую машину как ученик, после чего стал работать ее наладчиком. Доволен и зарплатой, и условиями труда. Недавно купил автомобиль...»

Из полутора тысяч трудоспособного населения рабочего поселка две трети «кормит» стеклозавод. В истории старейшего в стране предприятия, выпустившего первую продукцию в начале прошлого века, были и взлеты, и падения. Однако самый сложный период наступил в 90–х годах. Тогда завод лишился заказов и сбыта продукции, а рабочие соответственно — достойных заработков.

«Сначала остановилось производство стеклохолста, потом — сортовой посуды, — вспоминает начальник цеха N 4 Виктор Желобкович. — Помню, как из руководителей люди уходили в рабочие: у тех зарплата была выше. Многие от безысходности вообще покидали предприятие, уезжали на стройки в Россию, становились «челноками»... Продукция, выпущенная по старым технологиям на изношенном оборудовании, не могла конкурировать на рынке. 4 вида стеклянных банок — от «майонезной» до трехлитровой — вот и весь ассортимент».

Заводу как воздух нужны были инвестиции. Но канадская фирма, приобретя в конце 90–х более половины акций предприятия, не спешила вкладывать в него деньги... Все изменилось после прихода сюда австрийской компании «АТЕК», выкупившей у канадцев в 2002 году акции завода. Пока в цехах шла реконструкция, заводчане работали на стройке и благоустройстве территории. Ни один работник не остался без дела и соответственно без зарплаты. Уже через три месяца первый заводской цех был капитально отремонтирован.

«То, что у инвестора серьезные планы, мы почувствовали сразу, — рассказывает Виктор Желобкович. — Операторов, наладчиков, механиков, мастеров администрация завода тотчас же стала отправлять на обучение за границу. Чтобы справиться с «умными» машинами, управляемыми компьютером, надо было пройти серьезную подготовку».

За три года заводские корпуса в Елизово изменились до неузнаваемости. В модернизацию предприятия было вложено 40 миллионов долларов. Старые машины 60–х годов сменило современное оборудование европейских фирм. Если раньше стеклозавод ежегодно останавливался на месяц для ремонта печей, то теперь они могут без перерыва работать 6 — 8 лет с момента включения.

Президент побывал в Елизово дважды: в 2002 году, когда инвестор заявил о своих планах по переоснащению завода, и полтора месяца назад, когда запускали новую стекловаренную печь в еще одном цехе, который скоро начнет выпускать продукцию. Александр Лукашенко констатировал, что австрийская компания выполнила все инвестиционные и социальные обещания.

Сегодня на предприятии выпускают поряд
ка трех десятков наименований бутылок и банок из стекла разных форм, емкости, цвета. Завод не только полностью обеспечивает потребности внутреннего рынка в стеклотаре, но и отправляет ее за рубеж. «То, что было во времена моего детства, когда здесь работали мои родители, и то, что есть сегодня, — это небо и земля, — восторженно, не скрывая своих эмоций, рассказывает начальник службы ремонта технологического оборудования Эдуард Логин, ежедневно приезжающий на работу из Бобруйска. — Дети моих одноклассников не хотят, как мы когда–то, уезжать в город. Обеспечить достойную жизнь семье теперь можно и здесь, в поселке».

В отделе кадров стеклозавода сегодня вам назовут десятки рабочих с одинаковыми фамилиями. За более чем 90–летнюю его историю тут сформировались целые трудовые династии. И, похоже, теперь тенденция эта будет продолжаться. «Я очень доволен, что сын пришел на завод, — сказал электромонтер Александр Козловский. — Во–первых, если что не получается, я всегда ему могу помочь, во–вторых, жизнь его уже, можно сказать, устроена: зарплата, профессиональный рост, а в перспективе и отдельное жилье тут обеспечены».

С возрождением завода преобразился и поселок. По словам председателя Елизовского поселкового Совета Григория Александровича, в его благоустройство теперь ежегодно вкладываются миллионы рублей. «У нас отремонтировали колодцы, провели освещение, подсыпали дороги, — довольна 80–летняя жительница Елизово Александра Матусевич. — Раньше душа за сына болела, когда он, специалист с высшим образованием, ездил на базар чернику продавать. А сейчас у него появилась уверенность в своих силах. Да и в магазине при выборе продуктов, в том числе и для меня, он смотрит уже не на цену, как несколько лет назад, а на качество».

И еще одна интересная особенность из жизни поселка. Еще совсем недавно в Елизово пустовало около сотни квартир и домов. Теперь свободной жилплощади здесь нет. «Появилось немало желающих переехать в Елизово, — с гордостью сказал мне председатель поселкового Совета. — Как только завод стал нормально работать, свободные дома, квартиры купили жители окрестных деревень и даже горожане. И, вы знаете, демография поменялась! Если два года назад в Елизово родилось всего 15 малышей, то в прошлом году — 36. Сейчас в поселке полторы сотни семей готовы строить жилье за собственные деньги. Думаем создавать ЖСК. Это будет первый дом в новой истории поселка».

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».

На снимках: начальник участка по ремонту технологического оборудования Эдуард Логвин; Елизово — поселок с перспективой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter