Проблемы прячутся под ковер

О долгах Греции

Банки, которые кредитовали Афины, должны готовиться к тому, что придется списать половину греческих долгов. Об этом их предупредили европейские начальники, которые собирались в эти выходные на экстренный саммит в Брюсселе. Дела Греции совсем плохи. Тех миллиардов евро, которые были выделены ей летом, не хватило. По большому счету, это уже и есть банкротство. Нельзя же быть чуть–чуть беременной, аналогично невозможно быть немного банкротом. Однако Евросоюз сейчас занят изобретением хитрых схем, которые бы позволили Греции избежать формального дефолта, а еврозоне — кризиса. Поэтому банки как бы сами отказываются от денег, так сказать, в добровольно–принудительном порядке. Это неплохая иллюстрация экономической политики ЕС на данном этапе: маскировка проблем вместо их решения.


Путь к спасению, который избрали главы 27 государств, настолько извилистый, что, кажется, они сами уже запутались. Допустим, банки согласятся на «предложения» Брюсселя, но в таком случае, чтобы уже они сами не лопнули, придется накачивать их деньгами. Как сообщается, на рекапитализацию европейских банков может потребоваться 108 миллиардов евро. Китайцы уже отказались работать по валюте с французскими банками, которые накупили греческих бумаг больше других — на 60 миллиардов евро...


Одна проблема тянет за собой другую. Ведь если не удастся спасти Грецию и придется вернуть ей драхму, то за ней могут последовать Испания и Италия. А это уже означает развал еврозоны.


Уже и саму Францию рейтинговые агентства предупредили, что она может лишиться наивысшего кредитного рейтинга, а нефтяных и строительных подрядов в разбомбленной Ливии может не хватить для того, чтобы оживить французскую экономику...


От европейских кризисных менеджеров сегодня ждут если не чуда, то по крайней мере фокуса. Пока, очевидно, не все получается.


Когда еще такое было, чтобы саммит Европейского союза созывался два раза за неделю. Тем не менее в среду европейские лидеры намерены встретиться еще раз, чтобы «окончательно сформировать пакет антикризисных мер».


В тот момент, когда мировые рынки трясет на волне неопределенности, такое поведение выглядит довольно странно. Даже еврочиновник, которого расспрашивала радиостанция «Дойче велле», не смог дать серьезного объяснения этому. «Каждый раз, когда мы объявляем о проведении саммита, котировки на биржах растут. Вот мы и решили проводить их как можно чаще», — отшутился он.


Очевидно, что странам Евросоюза все сложнее прийти к консенсусу. Николя Саркози вынужден был даже пропустить рождение дочери, поскольку в это время согласовывал с Ангелой Меркель детали плана. В конце концов им удалось договориться, а немецкий канцлер подарила новорожденной плюшевого медведя.


Саркози и Меркель хорошо изучили друг друга, так как на протяжении последних пяти лет, по выражению парижской «Фигаро», «европейский вальс они танцуют вместе». Но ведь ЕС — это целый ансамбль. И вовремя подавленный бунт словацкого парламента, отказавшегося платить по чужим счетам, — это только первая ласточка.


В Брюсселе, как пишут британские газеты, Саркози нагрубил премьер–министру Великобритании Дэвиду Кэмерону, который попытался высказаться по поводу проблем еврозоны. «Помолчите, — вспылил Саркози. — Нам надоела ваша критика. Вы говорите, что ненавидите евро, и теперь хотите вмешиваться в работу на наших встречах».


Тем не менее на том основании, что решения 17 государств еврозоны затрагивают интересы всех 27 государств ЕС, решено, что перед принятием судьбоносных решений в среду саммит Европейского союза соберется в полном составе. Хотя, если уж говорить откровенно, то судьба евро, одной из резервных валют, затрагивает интересы всего мира...


Ссора президента Франции и премьер–министра Британии — это нечто большее, чем спор французского еврооптимиста и британского евроскептика. Оказалось, что разноскоростная интеграция таит в себе подводные камни. Что бывает, когда богатая и рачительная Германия заводит одну валюту с расточительными и бедными (разумеется, относительно немцев) греками, — мы уже видели. Теперь в Евросоюзе создается сильное «экономическое правительство», Меркель под это дело предлагает даже изменить Лиссабонский конституционный договор, а такие крупные государства, как Великобритания, Польша, Швеция, оказываются за бортом, потому что не ввели в свое время евро.


Так что долги Греции могут стать причиной политического кризиса в ЕС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter