Лаборатория сна: от чего могут излечить врачи-сомнологи

Проблемы на сон грядущий

«Не сплю пять лет». «Доктор, кто-то пользовался моей косметикой и пил мой йогурт, пока я спала». «Помогите, муж вдруг ночью стал душить меня». Это не криминальные сводки. И не проделки потусторонних сил. Такие жалобы слышат на приеме врачи-сомнологи. Снохождение и сноговорение, внезапное «выключение» днем, клиническая смерть – что только не случается с человеком во власти Морфея. Казалось бы, треть всей нашей жизни проходит во сне. Но исследуют состояние спящего организма только чуть более полувека.

11 медицина-лаборатория-сон14-300615 500.jpg
К отдыху в маске надо приловчиться

Впервые в нашей стране Лабораторию сна открыли в Республиканском клиническом медицинском центре в начале 2011 года. За время работы в лабораторию обратилось около 1,5 тысячи человек. Специальную терапию получают более 100 пациентов. Корреспонденты «Р» решили узнать, что же происходит с человеком ночью.

У лаборанта Алексея Романовича вынужденная бессонница: он караулит сон пациента. Специалист проводит полисомнографию – исследование важнейших функций организма во сне. Вот так испытание: не спать, наблюдая всю ночь, как посапывает другой человек. Если у пациента во время процедуры отклеится какой-нибудь датчик, а специалист дреманет, вся процедура пойдет насмарку.



В комнате созданы все условия для идеального сна: комфортная температура, свежий воздух, темное пространство, удобное спальное место. Только время здесь течет по-другому. Ночь диагностическую сменяет ночь терапевтическая. Пациенту могут назначить СИПАП-терапию, когда  с помощью специального аппарата создается постоянное положительное давление в дыхательных путях. Позволяет избавиться от храпа и остановки дыхания во сне.

Кириллу из Минска 38 лет. Храп мужчины будит весь дом. Он пришел в лабораторию, чтобы разобраться, как в него вселился низкочастотный дребезжащий звук. 


Пациент облеплен датчиками. Указывая на каждый, Алексей Романович поясняет его назначение: «Пишутся энцефалограмма, кардиограмма, насыщение крови кислородом, состояние грудного и брюшного дыхания, движение глаз. Вообще, в ходе исследования фиксируется большое количество параметров организма».

В палате, где спит пациент, установлена видеокамера. Картинка спящего и данные с датчиков передаются на компьютер, за которым дежурит лаборант. Затем информацию расшифровывают.

На мониторе бегут прямые и кривые линии. Их значение понятно только специалисту. Лаборант насторожился – на экране возник зеленый зигзаг. «Храпит, — констатирует со знанием дела Алексей.  – Снижается уровень кислорода в крови». Специалист приподнимается, направляя шариковую ручку в пространство на мониторе, где линия прерывается: «Поймали синдром апноэ. Это длительные остановки дыхания во сне. Человек глубоко вдыхает и сильно храпит».



В центре таким больным прописывают спать в маске. Алексей Романович демонстрирует ночное приспособление для апноиков – СИПАП-аппарат. Маска, трубка и база, откуда через увлажнитель подается обычный воздух. К такому отдыху надо приловчиться. Лаборант вспоминает женщину из Бреста, похудевшую на 16 килограммов. У нее восстановился сон и улучшились обменные процессы.

Руководитель Лаборатории сна кандидат медицинских наук Наталия Чечик посвятила этой теме не один год. На материале лабораторных исследований  защитила кандидатскую диссертацию. Материалы своей научной работы она будет представлять на XXII Всемирном неврологическом конгрессе в Чили.



«Ученые выяснили, что заболевания во сне развиваются совсем не так, как в дневное время. Бессонница бывает разных видов: острая, хроническая и как симптом  других заболеваний. Сейчас мы ее не только диагностируем, но и разрабатываем схемы лечения сна совместно с другими специалистами. Предполагаем проводить различные тренинги для терапии всех видов бессонницы. 

«Доктор, я не сплю уже несколько лет…» Наталия Чечик не раз наблюдала пациентов с такой жалобой. Но специальные приборы говорят о другом: они спят. У них нарушено восприятие сна, что случается при депрессии, тревожном и других нервно-психических расстройствах.

Промыть мозги. Это выражение возникло не случайно. За день активно работающий мозг выделяет в межклеточное пространство продукты распада. Получается «мусорная корзина» – столько мыслительных операций и эмоциональных реакций! Во время сна спинномозговая жидкость «вымывает» межклеточное пространство, «размусоривая» голову. Организм человека восстанавливается. Бессонница – препятствие для такой уборки. Человек не может жить без сна. Развивается отек мозга, его отравление. В итоге возникают  галлюцинации, энцефалопатия и даже смерть…

Руководитель Лаборатории сна кандидат медицинских наук Наталия Чечик

Бытует мнение, что если лечь спать до полуночи, то час отдыха идет за два.

Наталия Михайловна развенчивает этот миф: «Пожилые люди больше спят днем, так как у них снижается физическая активность. Биологические ритмы у каждого свои. И их  надо придерживаться. Иначе фазы сна сдвигаются. Это происходит  у студентов, которые  готовятся к экзаменам ночью, специалистов, работающих посменно. Происходят физиологические изменения, но они восстанавливаются. Однако со временем могут появиться и более серьезные нарушения. Страшно, когда водители страдают апноэ. Они могут внезапно заснуть на ходу! Это чревато авариями. Надо устранять проблемы».

Педро Кальдерон – автор пьесы «Жизнь есть сон». Но сон в жизни – не меньшая драма. И важно вовремя распознать сигналы спящего, чтобы не произошла трагедия.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter