Больницы начинают приспосабливаться под очень тучных пациентов

Проблема во всей полноте

Пороки цивилизации предъявляют нам счет. Врачи констатируют: неправильное и несбалансированное питание при недостатке физической активности — главный для человечества риск. Именно ожирение и связанные с ним осложнения в ближайшее десятилетие могут стать самым серьезным вызовом здоровью. Мало того, избыточный вес уже сегодня диктует свои правила медицине. В США строить новые больницы и реконструировать старые будут, учитывая заметно увеличившиеся габариты среднестатистических пациентов, которые банально не могут порой втиснуться через типовой дверной проем. Расширят там проходы и в больничные палаты, в первую очередь для более широких каталок и инвалидных кресел, рассчитанных на вес как минимум в 120 кг, а то и на категорию 200+. Не обойдется без закупки новых хирургических столов — конструкция прежних просто не рассчитана на такие параметры. Причем речь о постепенном полномасштабном во всех смыслах перевооружении всей заокеанской медицины, а не только специализированных клиник по лечению ожирения. Не будем высокомерно посмеиваться над «нацией толстяков», три представителя которой из четырех имеют лишние килограммы. Лучше вспомним о том, что и у нас, по различным оценкам, более 30% граждан весят больше нормы.


И это заставляет всерьез задуматься.

В Минском центре герниологии и бариатрической хирургии при 4–й клинической больнице помогают пациентам с самыми тяжелыми формами ожирения. Когда любые диеты и усмиряющие аппетит речи психотерапевтов бессильны, в дело вступают хирурги и удаляют порой до 70 — 80 (!) кг жира. Причем сложности начинаются еще до операции: на хирургический стол пациента перекладывают чуть ли не всем отделением — сразу 6 — 7 человек. А вес некоторых больных узнать доподлинно вообще невозможно — при взвешивании стрелка просто зашкаливает. Тут требуется и особое оборудование. В центре уже появились два больших хирургических стола, рассчитанных на вес свыше 160 кг (обычные выдерживают, как правило, 120). Коечный фонд пополнили также несколько специальных кроватей большого размера и соответствующей прочности, чтобы выдержали самых внушительных пациентов. До расширения проемов пока не дошло, ведь сделать это без капитального ремонта невозможно, объясняет руководитель центра кандидат медицинских наук, доцент Николай Дорох:

— Но кое–что продумываем в этом плане: укрепили косяки специальными железными отбойниками, чтобы, когда везут тяжелых пациентов на каталках, не разбивали стены, двери. Когда хрупкая медсестра весит 50 — 60 кг, а пациент — все 200, конечно, ей неудобно управлять такой каталкой, особенно маневрировать в дверных проемах. Вообще, к нам попадают и пациенты с излишним весом с показаниями к другим хирургическим вмешательствам — по поводу желчнокаменной болезни, каких–то экстренных ситуаций: острых аппендицитов, прободных язв, кровотечений. Так что закупленное новое оборудование, рассчитанное на больший вес, пригождается часто.


Доходит до того, что пациентов в отделения больниц доставляют с помощью спасателей. Иначе люди в угрожающей жизни ситуации просто не могут выйти из своей квартиры, стены которой не покидали порой по 3 — 4 года. Вот бригадам «скорой» и приходится обращаться за помощью к коллегам из МЧС, чтобы банально вынести пациента из подъезда. Ведь надо лавировать в ограниченном пространстве типовой квартиры и лестничных клеток (еще не во всякий лифт удастся войти) с весом как минимум 120 — 150 кг. По словам официального представителя МЧС Виталия Новицкого, в среднем в месяц бывают 2 — 3 подобных случая:

— Когда–то больше, до 8, а порой за месяц вовсе таких вызовов не случается. Конечно, мы помогаем врачам «скорой», когда нужно вынести тучного пациента, но реагируем именно на их обращения. Самим гражданам в подобных случаях нужно звонить в скорую помощь.

На пожаре слишком полный человек тоже не останется без помощи. В городе на вызов сразу же прибывает бригада из 4 человек — крепких, физически подготовленных мужчин — и еще как минимум одна подъезжает вскоре. Бедолагу, ставшего узником в своей квартире из–за тучности, спасут. Но спасет ли он сам себя от многочисленных связанных с патологическим ожирением проблем — вот в чем вопрос.

Штрихи к проблеме

Проблема излишнего веса начинает затрагивать сегодня все сферы жизни. Похоронная компания в штате Индиана даже сделала себе имя на специальных, особо прочных, с петлями из усиленной стали, втрое шире обычных гробах, способных выдерживать до 500 кг. Что уж говорить о том, что одним из наиболее востребованных размеров в США становится внушительный ХХХL... На нашем рынке достаточно большая одежда также популярна, ее в ассортименте предлагают многие производители. Скажем, в ОАО «Элема» уточнили: в их коллекциях верхней одежды можно найти размеры вплоть до 58–го. В управлении маркетинга и реализации продукции ОАО «Алеся» рассказали, что их модельный ряд также варьируется от 42 до 56–го, а порой и 58–го размера. Кстати, американский ХХХL как раз и соответствует 58–му размеру, принятому в СНГ, только востребован он у нас пока все же меньше. В отделе продаж ОАО «Свiтанак» замечают, что основным спросом пользуются «стандартные» размеры 44 — 46:

— Но у нас хорошо налажена обратная связь, и мы готовы реагировать на запросы покупателей. В официальных группах в социальных сетях не так давно к нам обратились с просьбой выпустить большие размеры зимней и летней коллекций для занятий спортом. Буквально месяц назад модели вплоть до 56 — 58–го размеров отправились в магазины, правда, партия была несколько меньше обычной, все–таки и спрос на такой товар ниже.

В США подсчитали: перевоз слишком тучных людей обходится авиакомпаниям ежегодно в четверть миллиарда долларов из–за расходов на дополнительное горючее. Периодически авиаперевозчики возвращаются к предложению повысить стоимость билетов для пассажиров с излишним весом или вовсе заставить их покупать сразу два билета. Ведь в стандартное сиденье шириной от 42 до 46 см некоторым если и удается втиснуться, то только потеснив соседа. У нас вопрос так не стоит. Не идет речи и о конструктивных изменениях домашней мебели — кровати и диваны пока выдерживают тех, кто не щадит живота своего. Производители не видят смысла пересматривать нынешние стандарты, пока вес более 200 кг скорее исключение из правил.

Кстати

Минздрав обеспокоен стремительно растущим количеством детей, страдающих ожирением. По данным медиков, главная причина — сложившиеся в семье традиции питания. Проще говоря, и малыши, и подростки просто переедают. Плюс большую часть времени проводят сидя перед компьютером. Если в 2006 году в Минске состояли на учете по поводу ожирения около 500 детей, то в 2010 году — 1.000. Причем 7 — 10% из них — дети дошкольного возраста. Эндокринологи начинают говорить уже даже об эпидемии детского ожирения. Любопытно: самая большая доля ребят с избыточным весом (18,67%) и ожирением (7,95%) живет в городах. И если еще 15 — 20 лет назад среди детей в возрасте пяти лет лишние кило были редкостью, то сейчас — распространенное явление.

akostyukevich@sb.by

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Советская Белоруссия № 13 (25148). Пятница, 20 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter