Проблема в квадрате

Самая впечатляющая цифра 2005 года в отечественной строительной отрасли – стоимость одногоквадратного метра жилья в Минске уверенно приближается к отметке в одну тысячу долларов.

Самая впечатляющая цифра 2005 года в отечественной строительной отрасли – стоимость одногоквадратного метра жилья в Минске уверенно приближается к отметке в одну тысячу долларов.

В рамках выполнения поручений главы государства на заседании Президиума Совета Министров рассмотрен вопрос о реорганизации строительного комплекса, оптимизации структуры его управления и совершенствовании ценообразования в строительстве.

Главные вопросы, которые поставил Президент перед правительством, — снижение роста цен в жилищном строительстве, а также принятие мер, которые позволят очередникам активно участвовать в процессе строительства cвоего жилья.

По мнению Сергея Сидорского, необходимо использовать все возможности, чтобы стабилизировать ценовую ситуацию на рынке жилищного строительства. Однако в важной социальной отрасли до сих пор вопросов гораздо больше, чем ответов. Одной из причин, осложняющих ситуацию, может стать срыв Мингорисполкомом поручения Совета Министров о сдаче в текущем году одного миллиона квадратных метров жилья. Крупнейшая строительная организация Минска работает только 4 дня в одну смену. При этом коммерческие структуры захватили в столице 80 процентов объемов жилищного строительства. Следует заметить, что коммерческая стоимость столичных жилых «квадратов» ныне самая высокая в Беларуси. Менее чем за год она подскочила с 499 практически до одной тысячи долларов за квадратный метр. На финише 2005 года в улучшении жилищных условий нуждаются

156 тысяч семей минчан, причем за последние годы количество очередников нисколько не уменьшилось. Не уступает в цене и столичное жилье на вторичном рынке, где часто стоимость предложений также не по карману покупателю.

Заместитель премьер-министра Беларуси Василий Гапеев отметил, что граждане, состоящие в очереди на улучшение жилищных условий и строящие жилье не на коммерческой основе, освобождены в текущем году от уплаты налога на развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры. Также претерпели изменения предельные нормативы стоимости одного квадратного метра жилья, возводимого при поддержке государства, а также договорные цены на проектные работы, устанавливаемые между заказчиком и проектной организацией. Однако данные меры не затрагивают механизма возведения жилья по коммерческим ценам, а касаются исключительно жилищного строительства, в котором активный участник — бюджетное финансирование. В 2005 году в Минске было введено в эксплуатацию 604 тыс. квадратных метров жилья, менее половины из которых построено для очередников с привлечением финансовых средств государства. Если же оценивать покупательную способность населения, то на среднемесячную зарплату в 614 тыс. белорусских рублей, минчанин может приобрести типовую, а не элитную жилплощадь размером 0,8 квадратного метра. Если же говорить о жилье, реализуемом на рынке по коммерческим ценам, то эта цифра составляет 0,3 квадратного метра.

По оценке вице-премьера Василия Гапеева, ряду исполнительных комитетов выгодны высокие цены на жилье, так как размер отчислений в городские бюджеты несравненно выше, нежели при возведении жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, при стоимости квадратного метра жилья в 963 доллара, различные отчисления в бюджет без учета налогов превышают 265 долларов. Если жилье возводится за счет собственных средств застройщиков, то отчисления не превышают и 50 долларов, а если с участием государства, то их и вовсе нет.

Коренным образом повлиять на непопулярную ситуацию в жилищном строительстве способна только активная позиция государства. Среди первоочередных мер членами президиума было предложено изменить структуру строительства жилья. Это значит, что коммерческое жилье не должно превышать в объеме 20 процентов. Решающим фактором в сдерживании роста цен на готовые квартиры должно стать ограничение роста прибыли, получаемой застройщиками с одного квадратного метра. Строительные материалы и оборудование должны приобретаться непосредственно у производителей или в виде исключения у первого посредника. Облисполкомы и Мингорисполком должны разработать пятилетний и двухлетний планы проектирования и строительства жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В планах необходимо учесть состав их семей, что позволит сократить спрос на дефицитные одно-двухкомнатные квартиры. Поддержку должны получить единые типовые проекты жилья с небольшой общей площадью, что позволит реально снизить его стоимость. Правительством предложен также ряд других эффективных мер, реализация которых позволит совпасть желаниям и возможностям потребителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter