Мы побывали в онкоотделении, где лечатся курильщики

Проблема с затяжкой

Число пациентов с опухолями гортани, полости рта и глотки в нашей стране увеличивается. Растет и смертность от этих новообразований. Ежегодно, образно говоря, целый поселок заболевает раком легкого. Одна из основных причин такой ситуации — курение, утверждают специалисты. Заместитель директора Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова по организации противораковой борьбы Павел Моисеев рассказал корреспонденту «Р», как табачная зависимость провоцирует онкологические заболевания. 


Женская мода

Еще лет тридцать назад в торакальном отделении в Боровлянах, где лечились больные с раком легкого, была только одна женская палата, и та часто пустовала. Сегодня половина палат — женские. Женщины курят больше, чем ранее, и заболевают раком легкого тоже все чаще.

— Курение является причиной рака легкого на 80 процентов, а на 30 процентов — других видов рака,
— рассказывает Павел Иванович. — Непосредственное воздействие никотина, смол и температуры провоцирует новообразования в гортани, полости рта и глотке. Возможно, покажется странным, но уже доказана связь между табачной зависимостью и раком мочевого пузыря и шейки матки. В табачном дыме содержатся вещества, которые, попадая в мочевыделительную систему, вызывают изменения, приводящие к развитию онкологического заболевания. 

— Мужчина покупает на кассе сигареты. Продавец кладет пачку с надписью-предупреждением «Импотенция». «Дайте лучше «Рак гортани», — просит покупатель. Это не анекдот, а реальная сцена из жизни. Молодые люди у нас не боятся рака, — замечает Павел Моисеев. 

А зря. Картинки на сигаретных пачках, предупреждающие о вреде курения, не врут. Когда заядлый курильщик с раком легкого попадает на операционный стол, легкие у него — как дымоход в саже. Одна-две пачки сигарет в день в течение двадцати лет — таков путь в торакальное отделение.

Но легкие не дымоход. Отчистить их невозможно. Павел Иванович обращает внимание: чтобы риск заболеть онкологическим заболеванием снизился после того, как пациент бросил курить, должно пройти лет 20—30. 

— Насколько неожиданной для пациентов с большим стажем курения оказывается их болезнь? 

— «Что ж теперь делать?» — спрашивают обычно. Жалеют, что много курили. Иногда у больного на обходе спрашиваешь: «Сколько вы выкурили за жизнь?» Ответ такой: «Больше, чем вы живете». Часто рассказывают про сложную жизнь со стрессами, когда без сигарет просто было не обойтись. Я видел здесь людей, которые, едва встав на ноги после удаления части легкого, шли первым делом курить. Это физическая зависимость. Тут трудно помочь. 

Но большинство пациентов после операции от курения как отрезает. А это уже чистая психология. Что мешало бросить раньше? Некоторые скажут: «Мой дед курил всю жизнь и дожил до ста лет». Да, исключения есть всегда, но единичные. Наверное, должно смениться поколение, люди должны осознать, что здоровье — ценность. 

Опасная привычка

Утренняя чашка кофе в руке и сигарета во рту — привычное начало дня для многих. Нездорово, но модно и уже ритуально. Какие же еще факторы усиливают губительное воздействие табачного дыма? 

— Человек, который все время находится в помещении, лежит на диване, пьет пиво и закусывает чипсами, заработает, как минимум, хроническое заболевание. Питание — важный фактор благополучия. Есть генетически обусловленные опухоли, возникающие независимо от курения, но их 7—10 процентов в структуре онкологических заболеваний. Рак легкого — один из самых опасных видов. До последней стадии не болит. Выявляется поздно. Лечится плохо, и шансов у такого пациента немного. 

Доктор Моисеев акцентирует внимание на симптомах прогрессирующей болезни:

— Кашель, боль в грудной клетке, кровохарканье, одышка — когда они появляются, нам, врачам, делать уже практически нечего. Поэтому любое недомогание, потливость, слабость — это для курящего повод задуматься и обратиться за помощью. 

Ротовая полость — первый и самый уязвимый барьер на пути курительных веществ. Сегодня ученые говорят об «обкуривании» клеток, когда происходят нарушения в белках и генах, которые постепенно приводят к возникновению опухолевых клеток. 

— Но ведь есть и никогда не курившие пациенты с раком легкого? 

— Да, рак легкого вызывают и другие причины. На них приходится около 20 процентов. 

— А какие риски у пассивных курильщиков? 

— Говоря кратко, высокие. Один час нахождения в помещении, где курят, приравнивается к половине выкуренной сигареты. У нас модно, когда мамы идут с колясками и покуривают. Ветеринары в США говорят, что даже у животных курящих хозяев возникает рак. 

— А за удовольствие от кальяна потребитель платит меньшим ударом по здоровью? 

— При курении кальяна все равно происходит термическое воздействие на слизистую. Кроме того, кальянный аппарат — рассадник микробов. Хоть мундштуки и обрабатываются, но прибор — нет. Ты никогда не узнаешь, кто курил до тебя. С медицинской точки зрения, кальян не меньшее зло, чем табакокурение. 

— Насколько снижают раковую угрозу электронные сигареты? 

— Десять лет назад предполагалось: электронные сигареты заменят традиционные и это приведет к тому, что риск рака легкого снизится. Да, парогенераторы содержат меньшее количество смол, дым не такой едкий, но сегодня в США уже регистрируют случаи смерти от использования электронных сигарет. «Слабые» сигареты, тонкие фильтры несколько снижают губительное воздействие вредных веществ, но проблему не устраняют. Это очередная попытка табачных компаний завуалировать вред от курения. 

Мировой опыт

Запрет на курение в общественных местах в США уже дает положительные результаты. Доля заболевших раком легкого в Америке значительно снизилась. У нас такой эффект при осуществлении тех же мер будет достигнут лет через 20, хотя число заболевающих стабилизировалось. Это около 5000 человек ежегодно. Но заболевших раком глотки, полости рта и гортани становится все больше. Среди трудоспособного населения в структуре смертности от онкологических заболеваний они составляют от 6 до 10 процентов. И эти цифры растут.

По данным ВОЗ, отказ от курения позволит сократить заболеваемость раком легкого на 80 процентов и другими видами рака — на 30 процентов. Это самый простой путь в плане профилактики онкологических заболеваний. 

КОМПЕТЕНТНО

Ирина ЖИХАР, руководитель центра поддержки онкопациентов «Во имя жизни»: 

— Я когда-то пробовала курить до болезни, но не стала. В 1994 году мне поставили диагноз: рак околоушной слюнной железы. Сделали операцию. Все было хорошо. А спустя год меня накрыл посттравматический синдром. Некуда было обратиться за психологической помощью. И я закурила. 

Для меня курение стало некой психологической паузой. Но в 2008-м болезнь вернулась в виде рака молочной железы. И я бросила курить. Есть и еще один психологический момент. Мне некоторые врачи сотни раз говорили: «Не кури!», а потом я их видела в курилке. Поэтому, считаю, пока все медики не бросят курить, мы не сможем переубедить и пациентов. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter