Проблема с потолка

Что делать, если съемная квартира над вами стала притоном?

Что делать, если съемная квартира над вами превратилась в притон?

Вы живете не в панельном доме? Завидую. В таком случае попрошу этот материал дальше не читать. Едва ли вы представите, во что превращается жилье, когда владельцы на несколько лет сдают его в аренду ИП и уезжают в другой район. Булгаковская «нехорошая квартира» – образцовый санаторий в сравнении с этим вулканом, изрыгающим на головы соседей одно за другим стихийные бедствия.

События разворачиваются в самом центре Минска. Четырехэтажный дом неподалеку от ГУМа. На третьем живет семья с ребенком, на четвертом уже несколько лет подряд творятся странные дела. Сначала эту двушку в нарушение всех норм сдали под офис. Когда сотрудники новоявленной конторы забыли закрыть кран и за выходные залили всех соседей этажами ниже, ситуация впервые накалилась до предела. Пострадавшие отсняли на фотокамеру причиненный ущерб, а заодно – и оргтехнику в офисе фирмы-обидчицы. Директор быстро смекнул, чем ему это грозит, и с голливудской улыбкой оплатил все ремонтные работы.

Через полгода злополучную квартиру сняли мигранты. О темпераментных южанах вскоре знал весь дом: не услышать их было просто невозможно… Отец благородного семейства с третьего этажа несколько раз вынужден был вклиниваться в шумные национальные праздники-застолья. И вежливо извиняться за то, что потревожил столь прекрасную компанию в три часа ночи. А потом в четыре…

Но и это, как оказалось, было лишь первой частью коммунального «балета». В середине декабря прошлого года нехорошую квартиру на четвертом перевели в новый статус – съем на сутки. Вот тут уже и вправду началось! Каждый божий день – новая компания господ 17—18 лет, дорвавшихся до спиртного и прочих удовольствий юности вдали от родительских глаз. В одну из ночей соседям трижды пришлось вызывать милицию. Причем после каждого визита наряда представители «золотой молодежи», еще стоявшие на ногах, показательно расходились по домам. Но уже через полчаса возвращались на исходную, и пирушка закипала с новой силой. Документов ни у одного нет, договора найма – тоже. Просто десяток нетрезвых людей, которые непонятно на каком основании находятся в чужой квартире. Ночью. В центре города.

— При этом милиция не забрала их в отделение, не оштрафовала, не составила протокол. Нам просто ответили, что шум – это прерогатива ЖЭСа. В ЖЭСе на утро приняли заявление и подтвердили: вопрос их, но попросили протокол… из милиции. При этом объяснили, что штраф может наложить только суд, что нужны свидетели и что опрос соседей должен провести участковый. Он-то его провел, но в следующую ночь история повторилась, только уже с другими действующими лицами, — негодовал в трубку Владимир, экономист, жилец квартиры на третьем этаже. — С тех пор в нашем подъезде – проходной двор, пустые бутылки из-под спиртного и компании малолеток. Подскажите, что делать: квартира наверху, как выяснилось, сдана владельцами индивидуальному предпринимателю на два года вперед. Но ведь это же не гостиница, не мотель и, простите, не кабак, а жилое помещение, которое должно сдаваться в наем в соответствии с нормами закона.

История зацепила за живое. Действительно, как же быть семье с маленьким ребенком в такой тупиковой ситуации?

Перво-наперво позвонил в милицию: неужто никак нельзя найти управу на таких дебоширов? Можно. Но если до 2007 года наряд мог составить протокол сходу, прибыв на место, то теперь только после повторного обращения соседей. Это значит, на первый раз нарушители общественного покоя отделаются, в худшем случае, официальным предупреждением и визитом участкового. Если, конечно, откроют дверь… Если же нет, то все эти упреки услышит хозяин квартиры или ИП, который ее сдает. Вопрос на засыпку: если на следующую ночь дебош повторится в той же съемной квартире, но уже с участием другой компании, как это расценивать? Как повторное нарушение или первое?

Правоохранители признают: звонки на 102 по шуму – настоящий бич многоэтажного жилфонда. В праздники их количество превышает 60 процентов всех обращений на «горячую линию», в обычные дни – не опускается ниже 5. А звонит в сутки не менее 1500 человек…

Юристы Минского городского жилищного хозяйства не стали спорить: проблема существует в каждом районе столицы. И после 2007 года, когда вступил в силу новый КоАп, решать ее стало гораздо сложнее. Бороться с квартирантами-нарушителями, заселяющимися на сутки, из-за пробела в законодательстве практически невозможно. Если договоры на долгосрочное проживание регистрируются в расчетно-кассовых центрах и личные данные можно отследить по базе, то кто же пойдет оформлять суточный съем? Разумеется, придя утром по жалобе, вы едва ли застанете тех, кто не дал спать накануне всему подъезду. Их и след простыл.

В столичной инспекции по налогам и сборам сказали сразу: вопросы общественного порядка — не их вотчина. Главная задача инспекторов в данном процессе – обеспечить уплату налогов. Так вот, в Минске сейчас 318 ИП, которые сдают квартиры для краткосрочного проживания. В идеале после каждой сделки они должны оформлять документ, подтверждающий прием наличности от клиента. Затем все чеки следует предоставить в инспекцию для определения суммы налогового вычета. На практике, увы, получается по-другому. Единственное средство борьбы с подобным явлением – рейды и контрольные закупки этой услуги, которые проводятся в городе. А поступающие жалобы? Они пересылаются в администрации районов или в милицию.

…Верно подмечено: у семи нянек дитя без глазу. Проблема, разделенная наполовину между двумя ведомствами, увы, не решается в два раза быстрее, а лишь превращается в две разные проблемы и обрастает в два раза большим количеством бумажек вопреки Директиве № 2. Лично для себя уяснил только одну истину: если квартира этажом выше превратилась в посуточный притон, действовать нужно быстрее и жестче. Как только там начинается очередной бал-маскарад, набрать 102 и сообщить о проникновении банды домушников. Может быть, тогда у наряда появится больше оснований, чтобы доставить в отделение нетрезвую компанию без документов, договора и совести.

Ну а тем специалистам, которые остались небезучастны к судьбе ни в чем не повинной семьи, подсказываю адрес: проспект Независимости, 19. Нехорошую квартиру найдите сами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter