Проблема — на поверхности

Авария на нефтепроводе Унеча — Вентспилс. Реки Улла и Западная Двина под угрозой загрязнения...
Авария на нефтепроводе Унеча — Вентспилс. Реки Улла и Западная Двина под угрозой загрязнения...

В минувшую пятницу вечером у деревни Быцево Бешенковичского района прорвало продуктопровод Унеча — Вентспилс, принадлежащий российскому открытому акционерному обществу «АК «Транснефтепродукт». По предварительным данным, через 80–сантиметровую трещину в трубе на площади более гектара разлилось около 120 тонн дизельного топлива. Часть горючего через расположенный поблизости мелиоративный канал попала в приток Западной Двины — реку Улла. Для ликвидации последствий аварии в Бешенковичский район прибыли аварийно–восстановительные бригады, специалисты нефтепровода «Дружба» и подразделений МЧС. За два дня на реках Улла и Западная Двина они установили более полутора тысяч метров боновых заграждений, предназначенных для сбора нефти с поверхности воды.

— Наши специалисты берут пробы и проводят анализ воды от места аварии до границы с Латвией, — рассказывает заместитель председателя Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Геннадий Кравченко. — В субботу превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов наблюдалось в 10 пробах из 11. Самое большое превышение, естественно, на месте аварии в мелиоративном канале — в 10.000 раз, в месте впадения Уллы в Западную Двину норма превышена в 2 раза, в поселке Друя было чисто. Информация о гибели рыбы, а также о пострадавших людях к нам не поступала.

— А может ли в принципе авария угрожать людям?

— Теоретически — да, ведь Западная Двина является источником питьевой воды. Мы обмениваемся информацией с латышскими соседями, проводим с ними совместные мероприятия по ликвидации последствий аварии. Когда окончательно разберемся в ситуации, выставим претензии виновникам.

На месте аварии работает правительственная комиссия во главе с вице–премьером Виктором Бурей и заместителем министра по ЧС Борисом Барингольцем. В Бешенковичский район уже прибыло подкрепление из Брянска и Речицы. Нефтяную эмульсию собирают в специальные резервуары, срезают загрязненный грунт. Завершен ремонт трубопровода. Чтобы остановить продвижение нефтепродуктов к латышской границе, в Миорском районе у деревни Узмены по всей ширине Западной Двины смонтирована стационарная металлическая нефтеловушка. С разрешения руководства погранвойск Беларуси подобное сооружение сотрудники пожарно–спасательной службы Латвии пытались установить в воскресенье у деревни Вята в Браславском районе, но из–за сильного течения операция не увенчалась успехом. По словам коменданта пограничной комендатуры «Опса» подполковника Алима Бута, латыши вернулись домой, чтобы на сей раз попытаться установить «барьер» в Даугавпилсском районе.

Первый крупный латвийский город по течению Западной Двины — Краслава. Вот что по телефону рассказал мне специалист по гражданской обороне при Краславском районном совете Язеп Орницанс:

— Отдельные пятна дизтоплива можно наблюдать на середине Западной Двины в Краславе. Конечно, любая авария дает повод для беспокойства, но никаких внештатных ситуаций у нас в городе нет. Люди ведут себя спокойно. К тому же, по имеющейся у меня информации, водозабор из Западной Двины ни в Краславе, ни в Даугавпилсе не производится. Частично водозабор из реки ведется лишь в Риге.

— В Интернете я видел сообщение, будто ваши СМИ предрекают Латвии экологическую катастрофу.

— Я бы воздержался от такой формулировки.

У любой аварии есть и материальная сторона. Всякое внеплановое мероприятие стоит денег. Здесь уместно вспомнить недавно подписанный Указ № 130, по которому владельцы расположенных в Беларуси линейных сооружений должны платить арендную плату и земельный налог. Разумеется, финансы не могут решить всех экологических проблем в случае ЧП. Но компенсировать затраты на ликвидацию последствий они помогают.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter