Проблема — на поверхности

Почему машины заехали в тупик?

Почему машины заехали в тупик?

 

Прошли те времена, когда высшей степенью привилегированности считался ключ от персонального туалета. Сейчас афоризм польского сатирика Тадеуша Гицгера не столь актуален. Шлагбаум на персональной парковке — вот о чем мечтают тысячи минских автомобилистов! Увы, позволить себе эту привилегию могут единицы.


Сначала нас испортил квартирный, а теперь, похоже, еще и вопрос с парковками. Ведь роскошью давно стал не сам автомобиль, а свободный кусок асфальта для любимого «Опеля» или «Мазды» около подъезда. Городские дворы фактически превратились в склады штампованного железа. Каждый вечер автомобилисты решают задачку: где оставить на ночь машину? И найти ответ все сложнее и сложнее — в Минске зарегистрировано около 600 тысяч транспортных средств. И ежегодно автомобилей становится больше: в позапрошлом году прибавилось 30 тысяч, а в прошлом уже 45 тысяч машин!


На все четыре колеса


Прямо противоположная динамика наблюдается в строительстве автостоянок. Такое впечатление, во всяком случае, создается после закрытия двух из них около проспекта Дзержинского. Огромные площадки всегда были битком забиты машинами, но весной водителей попросили освободить территорию (на этом месте вот–вот начнется возведение элитного жилья).


Примерно полторы тысячи автомобилей хлынули в ближайшие дворы. И без того сложная ситуация в юго–западной части города резко обострилась. Дежурные экипажи ГАИ утром нарасхват. Люди без конца жалуются: чью–то машину заблокировал сосед, другому поцарапали бампер... Газоны во дворах вообще напоминают изъезженное тракторами поле.


— Количество звонков с «дворовыми» жалобами у нас возросло вдвое, — подтверждает старший инженер по организации дорожного движения ГАИ Московского района Владимир Юров. — Вот недавно джип припарковался прямо у входа в подъезд. Семья с детской коляской не могла выйти из собственного дома.


И это только цветочки. Ягодки подоспеют, если все–таки закроют еще одну стоянку — там же, около проспекта Дзержинского (по слухам, это произойдет до конца года). Пока, по словам охранников, здесь оставляют на ночлег 1.190 авто. Куда они переместятся? Неужели владельцам автомобилей не предлагают никакой альтернативы?


— Почему? Предлагали ставить машину на стоянках в микрорайонах Курасовщина, Зеленый Луг, Уручье... — усмехается Борис Морозов, владелец «Крайслера», живущий неподалеку. — Звучит, как издевательство. Ни один здравомыслящий водитель не будет делать огромный крюк через весь город! Проще и дешевле застраховать машину по системе «Автокаско» и ставить под окном квартиры.


Можно не сомневаться, что именно так большинство выдворенных с автомобильных стоянок водителей и поступят. Тротуарные дорожки, детские площадки и газоны по вечерам всегда заставлены. Как работает закон тяготения на практике, можно убедиться в любом жилом квартале микрорайона Малиновка. Машины, словно вода в низине, собираются в одном месте. И как ты ни пытайся вынести излишек воды хоть решетом, хоть ведром — толку никакого. Все равно будет болото...


Проблема гораздо глубже, чем просто дефицит парковочных мест. Ведь где–то автомобильные стоянки, наоборот, пустуют. К примеру, около бизнес–центра «ХХI век» они заполнены всего на 40 процентов! Почему?


— Дело не в дефиците стоянок, а в нехватке выгодного места — около гипермаркетов, офисных зданий, в «спальных» районах, — подчеркивает председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте Юрий Важник. — Расширить там стоянки не выход. Это все равно не удовлетворит, а только породит еще больший спрос. Мы анализировали типичную ситуацию с парковками около одного торгового центра. Получилась любопытная картина: все стоянки в радиусе 100 метров были перегружены, в радиусе 400 метров — заполнены наполовину, а еще дальше и вовсе пустовали. Человек покупает автомобиль для экономии времени и сил. Значит, водитель априори не намерен перемещаться на большие расстояния пешком. Он ищет парковку поближе и желательно бесплатно.


Закрытие автостоянок на проспекте Дзержинского лишь спровоцировало ситуацию, с которой через несколько лет столкнутся все минчане. Надо признать, что парковка во дворах нас устраивала до того момента, пока в них не собралась критическая масса машин. Теперь она не устраивает никого...


Стоять и бояться


Заезжаем в одно из «выгодных» мест — двор по улице Белецкого.


— Знаете, что имеем право оштрафовать вас на 105 тысяч? — спрашивают инспектора ГАИ водителя «Ауди», заехавшего на газон.


— Рад бы стать по правилам. Но негде, — разводит руками тот. — Да я и не один такой.


Парень прав. Вокруг еще как минимум 12 машин припаркованы с нарушениями. Кажется, каждый клочок земли уставлен «Мерседесами», «Ауди», «Тойотами». На приборной панели большинства автомобилей — записка с номером телефона: а иначе просто не разъехаться, приходится договариваться таким образом.


Да, водители сейчас пребывают в унынии. Они осознают, чем чревата «запруда» из машин во дворах. Что, если, к примеру, пожар? Авто запаркованы прямо на люках, где находятся пожарные гидранты, а машина МЧС с ее немаленькими габаритами просто не протиснется между плотными рядами авто. Кроме того, дворы рискуют превратиться в мусорную свалку. Мусоровозам ой как не просто подъезжать к подъездам, где находятся контейнеры.


— Недавно обратились к коммунальникам, те немного расширили нашу стоянку, — подключается к разговору водитель из того же двора по улице Белецкого Константин Абраменко. — Но проблему это не решило. Двор по–прежнему забит. Каждый вечер у подъезда кипят страсти. Так и до драки недалеко.


— И все же дефицит места для парковок во дворах не повод для нарушений, — парирует старший инспектор по агитации и пропаганде ГАИ Московского района Александр Бруй. — Мы не можем игнорировать жалобы жильцов, некоторых водителей приходится штрафовать...


Впрочем, и автомобилистов тоже можно понять: ведь чтобы спрашивать с них, нужно создать возможность соблюдать правила. Но как? Расширить стоянки во дворах? У коммунальников свои аргументы: под газоном и тротуарными дорожками проложена сложная сеть коммуникаций. Даже дерево спилить — проблема! Нужен целый ворох разрешений. Да и «бесколесные» жильцы возмутятся: по какому праву нас лишают жизненного пространства?


На один квадратный метр — кубометр проблем


Кажется, выход один — строить паркинги и стоянки! Однако все не так просто и дешево. Пусть сама эксплуатация обычной плоскостной стоянки обходится недорого, но примите во внимание инвестиционные затраты. По данным Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте, чтобы автомобильная стоянка окупилась хотя бы за десять лет, тариф должен быть около 60 у.е. за место! А паркинги тем более строить невыгодно: они приносят прибыль лишь в том случае, если там есть торговые боксы или СТО. Вот почему их не торопятся возводить бизнесмены.


С другой стороны, строительство парковок и стоянок должно быть социальным проектом. Наподобие системы общественного транспорта, например. Как все–таки намерены решать проблему в городе?


— На улице Слободской к концу года будет готова первая часть стоянки на 700 мест, — рассказывает генеральный директор УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Александр Канаш. — Это обойдется в 4,5 миллиарда рублей. Сейчас в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома готовится документ о выделении мест под временные стоянки везде, где есть необходимость. Одновременно рассматриваем возможность строительства двухуровневых стоянок. Будет ли реализован подобный проект в Минске, пока сказать не могу...


Но, увы, плоскостные стоянки — реликт больших городов. Это рано или поздно признают полумерой, не решением проблемы. Земля в пределах кольцевой дороги уже слишком дорого стоит, чтобы распоряжаться ею таким образом.


Должны быть другие, альтернативные решения. Попытки их внедрить, впрочем, в Минске уже предпринимались. В прошлом году в одном из дворов по улице Филимонова установили необычную конструкцию — специальный подъемник для автомобилей. Там, где парковалась одна машина, теперь могут уместиться две. Но цена 5,5 тысячи евро отпугнула водителей. Да, пока мы не готовы платить ни за пристройку к многоэтажному зданию — такие автопаркинг–системы предлагает одна минская фирма, ни за легкие и удобные, словно детский конструктор, подъемники.


— Получая автомобильные преимущества, человек должен адекватно платить за них. Пока есть альтернатива дорого или бесплатно, люди будут выбирать последнее, — резюмирует Юрий Важник. — Как–то обратил внимание, что на улицах шведского города Мальме почти нет припаркованных машин. Оказывается, стоянки жильцы построили за свой счет под собственными 4–этажными домами. Почему? Никому не охота платить евро в час за стоянку во дворах. Да, обошлось недешево, мне самому не хочется платить за строительство стоянки, которая обойдется вдвое больше стоимости моей машины. Но только так можно решить парковочную проблему. Причем общество должно само созреть для этого решения. Иначе хаос, который мы наблюдаем во дворах в микрорайоне Малиновка, будет продолжаться.


* * *


Очевидно, через какое–то время любая парковка неминуемо станет платной. Так произошло в Швеции, путь автомобилизации которой мы в точности повторяем, правда, с опозданием в 20 — 30 лет. И тогда уже будет не важно: «уйдут» стоянки под землю или мы будем ставить машины на многоуровневых паркингах, которые пристроят к домам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter