Продавцы автомобилей с пробегом — о демпинге, снижении спроса и способах завоевания покупателя

Пробежались по рынку

«Такая ситуация с нами впервые за 25 лет», — признаются продавцы крупнейшего столичного авторынка в Малиновке. Сегодня они учатся работать в новых для себя условиях и стараются удержать каждого клиента. Справедливости ради стоит сказать, что у некоторых это получается: продажи, говорят, упали, но не критично. Чтобы посмотреть, как обстоят дела на рынке, мы отправились туда и примерили на себя роль покупателей, а еще узнали, насколько изменились цены.

Проблем с машинами на авторынке нет — их хватит на несколько месяцев вперед.

«В месяц продаем 70 машин, раньше — 100»

Будний день, послеобеденное время. Несколько покупателей неспешно прогуливаются по рядам и внимательно рассматривают машины. Решили прицениться и мы, поэтому первым делом подходим к павильону комиссионного магазина. Продавец — мужчина лет 60, с которым мы позже познакомимся, — сразу берет меня в оборот. Если честно, до сих пор я считала себя психологически устойчивой, но под таким напором на мгновение поверила, что у меня есть водительские права и мне как воздух необходима машина. Причем, как оказалось, приглянувшийся Nissan Qashqai за 31 000 рублей мне не подходит: ну не смотрюсь я в нем, мужская это машина. А вот американский Buick Encore за 32 000 — то, что надо. Браво, ребята, я в восхищении! 

— Дела супер, работаем, веселимся,
— шутит Рамиз Аббасов, владелец комиссионного магазина. — Если серьезно, продаем каждый день, в среднем у нас уходит по три машины. Даже по понедельникам покупатели приходят, хотя это выходной, но мы здесь, потому что любим свою работу. До пандемии в среднем продавали 100 машин в месяц, а в марте — апреле — около 70. Майская статистика пока неплохая, за две недели ушло 40 авто. 

Несмотря на позитивное настроение, Рамиз признается: коронавирус на работу все-таки повлиял:

— Продажи упали на 20 процентов — печально, но не критично. Цены тоже пошли вниз, это не мы их снижаем, а владельцы, чьи авто находятся на комиссии. Они анализируют рынок, звонят и просят: «Скиньте 700—1200 рублей». На самом деле стоимость авто начиная с зимы серьезно снизилась: машины, которые зимой стоили 30 000 рублей, сейчас стоят 25 000. Тот же Volkswagen Touran еще осенью оценивали в 40 000 рублей, а сейчас — в 34 000. Да, некоторые очень сильно демпингуют, но рынок не особо страдает: дешевые машины в хорошем состоянии обычно долго не стоят. Мы сами машины из-за границы не гоним, но работаем с людьми, которые это делают. Проблем пока нет, их столько навезли, что хватит еще на несколько месяцев. 

 «Сильно пострадал сегмент от 20 000 до 35 000 рублей»

Заходим в еще один крупный комиссионный магазин на территории рынка. Директор Артур Иванов подсчитал, что продажи в последние пару месяцев упали на 20—30 процентов, выручка, соответственно, на столько же:

— Такая ситуация с нами впервые за 25 лет, но верим, что все должно нормализоваться. Раньше мы активно возили машины из Германии и США, теперь стало сложнее, поставки практически закрылись. Сейчас больше всего страдает сегмент машин от 20 000 до 35 000 рублей, продажи упали процентов на 40. С авто за 7000—10 000 рублей ничего не случилось, реализуем их в том же объеме. Похожая ситуация с машинами за 60 000 рублей и выше: состоятельные люди как покупали их, так и покупают. Я бы посоветовал тем, кто хочет приобрести авто, не ждать: цены в дешевом сегменте меньше не станут, стоимость в среднем сегменте может упасть на 1000 рублей, но лучше прийти и попросить скидку. 

Кстати, руководство авторынка пошло навстречу своим арендаторам и предложило неплохие антикризисные условия. О них нам рассказал Евгений Хиневич, начальник управления рыночного комплекса: 

— Мы предоставили всем отсрочку по оплате на 15 дней. Стоимость аренды комиссионерам применяем самую низкую — 0,5 евро за квадратный метр. Начисляем аренду в евро по курсу, но его заморозили — применяем самый минимальный мартовский курс. В общем, делаем все, чтобы сохранить людей и дать им возможность работать. Стоянка для частных лиц заполнена на 60 процентов, к выходным динамика по заезду повышается, мест свободных мало. С нами остались практически все продавцы, расторжения договоров аренды были, но в минимальных количествах. Комиссионеры вообще остались в том же составе, более того, еще два человека сейчас заключают договор. 

КОМПЕТЕНТНО

Константин БЕРЕЗОВИК, начальник отдела автомобилей с пробегом ООО «Активлизинг»:

— Со стороны покупателей спрос на автомобили с пробегом снизился. Сильнее всего падение чувствуется в сегменте бюджетных машин, цена которых до 35 000 рублей. Что касается более дорогих авто, ситуация чуть лучше, но падение тоже очевидно. Причина в том, что у более состоятельных людей проблем с деньгами меньше, поэтому они все еще могут позволить себе дорогое авто. А вот у тех, кто и раньше зарабатывал не так много, платежеспособность снизилась. Из-за этого сильно пострадал дешевый сегмент.

В условиях пандемии вырисовывается интересная тенденция: все больше людей хотят сдать свой автомобиль в зачет. Что это значит? Например, у вас есть старенький Peugeot, а вы хотите купить Nissan Qashqai. Вы приходите к дилеру либо в лизинговую компанию и отдаете Peugeot вместо первого взноса — например, он стоит 20 процентов от стоимости новой машины. Деньги не тратите, забираете Nissan Qashqai, а потом платите лизинг. Либо вы изначально отдаете машину и доплачиваете 20 000 рублей, забираете новую и больше ничего не должны. Сейчас многие люди не в силах сами продать авто, поэтому делают это с помощью Trade in.

На фоне падения спроса на вторичном рынке снижаются цены. Тот, кто хочет побыстрее расстаться со своей прежней машиной, демпингует и давит на остальных игроков. Кроме того, в нынешних условиях сократился ввоз из России: у людей стало меньше возможностей купить авто, им сложновато пересечь границу. Крупные игроки продолжают возить партии машин с помощью грузового транспорта, у них проблем нет. А вот частный ввоз стал заметно меньше. 

По прогнозам, рынок автомобилей с пробегом продолжит падать. На сколько? Цифры, думаю, сопоставимы с уровнем проседания рынка новых машин. Если вы сейчас хотите покупать авто, можно это смело делать, ждать не стоит. Не факт, что цены будут снижаться и дальше, но пока они находятся на достаточно привлекательном уровне. 

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter