Пробег на месте

На автомобильном рынке Беларуси наступило временное затишье

На автомобильном рынке Беларуси наступило временное затишье

За шесть месяцев 2011 года в Беларусь ввезено более 250 тысяч автомобилей. Это абсолютный рекорд, признают в Государственном таможенном комитете. Ведь раньше на территорию страны ввозилось 180—200 тысяч машин в год. Теперь суматоха улеглась: нет многочасовых очередей на пограничных пунктах пропуска, опустели склады временного хранения. После введения новых ставок таможенных пошлин изрядно перегретый авторынок выпустил пар.

Что происходит сейчас с ценами на подержанные машины? На что могут рассчитывать те, кто хотел, но не успел купить авто до 1 июля? Чтобы оценить ситуацию, мы отправились в Ждановичи, на самую крупную площадку под Минском, где идет торговля подержанными машинами.

Вопреки прогнозам, рынок не опустел. Автомобилей достаточно много, чего не скажешь о покупателях. Еще месяц назад у каждой второй машины шел торг, поминутно ревели моторы на холостых оборотах. Теперь разморенные на солнце продавцы дремлют за рулем, играют в карты, попивают квас. Еще одна примета времени — свежих машин из Европы практически нет, подавляющее большинство — на транзитных белорусских номерах, завезенные в республику два-три, а то и больше лет назад. И непременно надпись под стеклом: «Проходная на РФ» (это значит, авто прошло границу до 1 января 2010 года и не требует таможенных доплат при оформлении на Россию).

— Так в основном ведь на Россию перекупы и работают, — растолковывает ситуацию один из продавцов по имени Владимир. — Белорусов тут не густо. Кто хотел, до 1 июля машину взял. А россияне продолжают закупаться.

Владимир продает свой «Пассат Б5» 2001 года выпуска уже второй месяц. За 12 тысяч долларов покупателей пока не нашлось. Но цену сбавлять он не собирается: уверен, машины будут только дорожать, а россияне рано или поздно выгребут все.

Что касается цен, то пока они явно далеки от российских. Например, «Рено-Лагуна» 2002 года продается за 6500—7500 долларов. Цена «Ауди А4» того же года — 13 тысяч, «Опель-Зафира» 2004 года — 9—10 тысяч, «Пассат Б6» 2005 года — 16—17 тысяч (цены на автомобильных сайтах примерно такие же). Хотя если сравнивать с зимой, то машины, конечно, подорожали. На тысячу долларов так точно.

Автомобилей, растаможенных после 1 июля, на рынке мы так и не нашли. Хотя на форумах в Интернете и утверждают, что видели в Ждановичах «Мазду-Примаси» за 17 тысяч долларов. Впрочем, откуда таким машинам взяться? По данным ГТК, в июле физлица ввезли в Беларусь менее десяти легковых автомобилей. Некоторые из них следовали напрямую в Россию.

Как ситуация будет развиваться в ближайшее время? По мнению заместителя ГТК Беларуси Сергея Полудня, затишье в обновлении автопарка продлится два-три года. По его мнению, произойдет переориентирование ввоза на юридических лиц. Также ГТК не исключает, что в нынешних условиях более качественно заработают автодилеры, юридические лица, тем более что ставка таможенной пошлины для юрлиц ниже, чем для физлиц.

Подобного мнения придерживается и председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич:

— Развитие должна получить недавно узаконенная в Беларуси услуга автодилеров трейд-ин, то есть покупка нового авто за вычетом цены старого, — поясняет эксперт. — Автосалоны предложат множество подержанных автомобилей, прошедших предпродажную подготовку. Ситуация вынудит так называемых перекупов поискать другую работу или легализовать свой бизнес, приняв при этом правила честной игры.

Вместе с тем существуют перспективы снижения пошлин в связи с вступлением стран Таможенного союза в ВТО. Однако, подчеркивают в ГТК, пока на этот счет никаких документов нет. Четкие требования и обязательства России и Беларуси при вступлении в ВТО пока неизвестны, а потому и прогнозировать что-либо сложно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter