Проба на совесть

Из столицы Олимпийских игр сообщает спецкор "СБ" Сергей Гордиенко.
Из столицы Олимпийских игр сообщает спецкор "СБ" Сергей Гордиенко.

Хохотушка из Узбекистана по имени Оля ходила по древней Олимпии с весьма довольным видом. Мы даже познакомились и обменялись сведениями о жизни в наших странах. Как оказалось, в Узбекистане средняя зарплата составляет 30 долларов, а потому Ольга страшно позавидовала нашим достижениям. Еще мы сидели на древнем холме и ели вместе с другими спортсменами фрукты. Было вкусно и весело. А потом раз - и такая новость. Моя та самая знакомая - 27-летняя толкательница ядра Ольга Щукина - была изгнана с Олимпиады за употребление кленбутерола. Дальнейшие сообщения на эту тему стали появляться в таком количестве, будто кто-то начал выливать их из рога изобилия. Самой шумной получилась история с греческими легкоатлетами Екатериной Тану и Константинасом Кентерисом. Потом была дисквалификация индийской тяжелоатлетки Тингбайан Чану, опередившей в своей весовой категории нашу Настю Новикову. 22 августа МОК заявил, что к середине Олимпиады антидопинговая комиссия взяла у спортсменов более 1.600 проб. А днем позже дело и вовсе дошло до возвращения медалей. Россиянка Ирина Коржаненко, выигравшая свою золотую награду на древнейшем стадионе Олимпии, напомнила миру еще одну поросшую мхом историю. В 1988 году канадский спринтер Бен Джонсон установил на дорожке стадиона в Сеуле мировой рекорд, а спустя всего пару дней планета яростно загудела: у Джонсона обнаружили станозолол, сильнейший анаболический стероид. Кумир стал изгоем и в дальнейшем отметился лишь несколькими забегами с лошадьми. Станозолол обнаружили после стартов в Олимпии и у ростовчанки Коржаненко.

Наш сегодняшний разговор - с руководителем медицинской группы белорусской делегации в Афинах Ларисой Ивановной Байчоровой.

- Мне кажется, что раньше спорт был гораздо чище, чем сегодня.

- Не соглашусь с вами. И вчера, и сегодня все решают мастерство, сила, воля. Правильно сказала в своем интервью наша Наташа Цилинская: "Каким бы хорошим велосипед ни был, все равно на нем едет человек". От него все зависит. Медицина может лишь помочь ему достигнуть поставленных целей.

- Но мы видим, что некоторые медики уже явно переусердствовали.

- Скажу за нас. Ничего запрещенного в своей работе мы, белорусские врачи, не применяем. Наши спортсмены проходят у нас физиопроцедуры, массаж, психологические занятия. Если кто заболеет - конечно, лечим. Для этого центр оборудован и обеспечен всем необходимым.

- Но согласитесь, что в последнее время невольно укрепляешься во мнении, что в секторах и на дорожках соревнуются не обычные люди, а лаборатории и производимые ими киборги и терминаторы.

- И снова я с вами не соглашусь. Спорт высоких достижений - это особая материя. Фармакология играет в нем весомую роль, достичь больших результатов без ее поддержки практически невозможно. Медицина сегодня достигла больших успехов, и не отдавать этому должное невозможно.

- Есть такой принцип: чем эффективнее лекарство, тем оно опаснее. Не случайно слово "фармакология" происходит от греческого "pharmacum", что значит "яд". Сильное лекарство - сильный яд?

- Ничего, что могло бы повредить здоровью наших спортсменов, мы не делаем. Но очевидно, что спорт и медицина, или, если точнее, нарушители и контролеры сегодня соревнуются в, так сказать, гонке вооружений. Раньше за эту проблему отвечали федерации, но сейчас она вышла уже на государственный уровень.

- Почему?

- Потому что борьба за чистоту спорта требует огромных денег. Равно как огромных денег требует производство новых препаратов. Идет своеобразное соревнование "кто кого".

- Сколько допинг-проб уже взято у наших ребят?

- Много. Но, честно говоря, я не считала, сколько. Здесь в Афинах пробы берут у четырех первых в каждом финале плюс еще двое по жребию, плюс могут прийти в любой момент. Здесь это уже вошло в привычку.

- Не могу не спросить, а где у вас находится пресловутый список запрещенных препаратов?

- Он есть у всех врачей. Кроме того, перед отъездом на Олимпиаду в Минске на базе нашего медицинского центра все врачи и тренеры успешно сдали соответствующие экзамены.

- А что знают о запрещенных препаратах спортсмены?

- Они хорошо информированы. Мало этого. Здесь, в Олимпийской деревне, они постоянно принимают участие в компьютерной викторине, которую проводит Всемирное антидопинговое агентство. Многие из наших спортсменов уже отличились в ней и получили за это маечки, кепочки, сувениры.

- Как здоровье наших ребят вообще? Слышал, что дзюдоисту Сергею Шундикову после схватки накладывали гипс.

- У него было растяжение связок. Ему накладывали лонгет, который сняли через несколько дней.

- А что случилось со штангистом Александром Анищенко?

- Он травмировался еще в Минске, лечился. Здесь усугубил травму.

- Наталья Сазанович?

- У нее было больное колено. Мы ее поставили на ноги, но в первом же забеге она, похоже, надорвала мышцу задней поверхности бедра. Боль была такая, что ей пришлось сняться с соревнований. С целью подтвердить или опровергнуть наши предположения в поликлинике Олимпийской деревни мы сделали Наташе магнитно-ядерное исследование, но пока результатов его не получили.

- У вас много работы?

- Медицинский центр открыт с 7 утра до 12 ночи. Ради тех, у кого соревнования начинаются рано утром, некоторые врачи приходят на работу и к 6, и к 5 часам утра.



Мнение по поводу

Николай Дурманов, руководитель антидопинговой инспекции Олимпийского комитета России

: - У нас еще живы советские стереотипы. Есть команда, капитан, флаг впереди, гимн прозвучал - и все как один дружно левой-правой. Но давайте внимательно посмотрим на наше спортивное сообщество. В нем много людей, ни от чего и ни от кого не зависящих. Они живут за границей, тренируются, у кого хотят, едят, что вздумается, составляют собственные программы выступлений и тренировок. Внутри федераций могут сосуществовать несколько команд, в отношениях между которыми наблюдается конкуренция и даже лютая ненависть. Среди 470 российских спортсменов, которые поехали в Афины, есть абсолютно дисциплинированные. Они обязались никогда не глотать ни одной таблетки без указания врача - и они будут это обещание выполнять. У ряда команд ясные и утвержденные фармакологические программы. В то же время есть категория людей, у которых непонятно что в головах. У многих, помимо спорта, в жизни ничего нет, они больше ничего не умеют. Можем ли мы поручиться за каждого?



Атака на допинг

Венгр Роберт Фазекаш будет лишен золотой медали в метании диска после того, как его поймали при попытке вмешаться в процедуру допинг-тестов, сообщает агентство Рейтер со ссылкой на МОК.

МОК сообщает, что Фазекаш не хотел проходить тесты в понедельник вечером. После того как он все-таки прошел тест, работники лаборатории поймали его при попытке изменить результаты.

Та же участь постигла нашего земляка, прыгуна в высоту Алексея Лесничего. В его анализах, по некоторым сообщениям, найден запрещенный препарат кленбутерол.

Представители НОКа Беларуси заявили, что на данный момент не располагают официальной информацией о положительных допинг-пробах своих спортсменов.



Попробуй отбери!

Для россиянки Ирины Коржаненко (на снимке) нынешняя Олимпиада - последний официальный выход в сектор для толкания ядра. Международный олимпийский комитет "наградил" ее пожизненной дисквалификацией. Награду - золотую олимпийскую медаль - спортсменка должна была вернуть. Но до сих пор не вернула. Более того, уже покинувшая Афины Ирина накануне своего вылета написала заявление, что не сможет передать МОКу свою награду, так как сразу после соревнований... отправила ее в Россию с братом. Судя по всему, Коржаненко не прочь оставить на память о последней в своей карьере Олимпиаде нечто большее, нежели обычные сувениры.



Родственников забывать нельзя!

Есть категория зрителей, которых хлебом не корми, а дай посмаковать околоолимпийские скандалы. Причем нет никакой разницы, что сегодняшняя жертва еще вчера была чуть ли не героем нации. Это я о президенте оргкомитета Афины-2004 Иоанне Ангелопулус-Даскалаки. По большому счету, именно "Крестной матери Олимпиады", как Иоанну успели прозвать журналисты, греки обязаны тем, что огонь XXVIII Игр зажегся на афинском стадионе. Перед обаянием и энергией Иоанны представители Международного олимпийского комитета не устояли. Многие, правда, жалели об этом все семь лет, которые длилась подготовка к Играм. Впрочем, в опале Ангелопулус-Даскалаки оказалась не из-за потерянного чиновниками покоя. Олимпиада - это большие деньги, а свободный доступ к олимпийской "кормушке" - большой соблазн. Перед которым, в свою очередь, устояла гречанка. В эти олимпийские дни один из местных телеканалов вместо показа спортивных соревнований демонстрирует скандальные передачи, в которых обвиняет уважаемую в стране даму в финансовых злоупотреблениях. Кому-то роскошную пепельницу из платины преподнесли, кого-то пригласили отдохнуть с семьей на острова... С отчетностью, кстати, тоже не все гладко. В свое время госпожа Ангелопулус-Даскалаки с гордостью отмечала, что такой организованной системы безопасности не было еще ни на одной Олимпиаде, и озвучила расходы на ее обеспечение: более миллиарда евро. Четыре года назад в Сиднее организаторы уложились в 200 тысяч долларов. Даже с учетом повышенных мер безопасности аналитики оценивают бюджет афинских секьюрити тысяч в 600 - 700. По некоторым данным, о судьбе оставшейся суммы знает лишь сама Иоанна. Ее муж и брат, инициировавшие расследование, остались в стороне от "кормушки" и решили восстановить "справедливость".



Последний снаряд

Вслед за украинской пловчихой Яной Клочковой расстаться со спортом решила известная российская гимнастка Светлана Хоркина. Об этом она объявила после своего крайне неудачного выступления на Олимпиаде-2004. "Королева брусьев", дважды завоевавшая на них олимпийское "золото", сорвалась с любимого снаряда.

Как отмечают свидетели, после соревнований российская прима, покинувшая зал еще до того, как судьи озвучили ее оценку, выглядела расстроенной и растерянной, в качестве причины своего поражения почему-то назвала... зажженную раньше времени "зеленую лампочку" на старте и в конце концов объявила о прощании с большим спортом. На обязательной пресс-конференции Хоркина о своем провале предпочитала не говорить. Зато сообщила, что теперь для нее главное - жизнь после гимнастики: обычная жизнь красивой женщины. "Теперь я буду заниматься только собой, выучу английский язык, займусь образованием. Я хочу изучить в деталях мировую историю, на что мне никогда не хватало времени", - неожиданно заявила Хоркина. В ее планах также числится участие в новых телевизионных проектах и создание семьи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter