Про "ведьму-конку" и здравый смысл

В Минске отпраздновали юбилей самого почтенного городского транспорта: 75 лет назад по городу прозвенел первый трамвай.
В Минске отпраздновали юбилей самого почтенного городского транспорта: 75 лет назад по городу прозвенел первый трамвай. Кстати, нынешней осенью мы могли бы праздновать совсем другую "трамвайную" дату - его 90-летие. 15 дополнительных "электрических" лет - солидный срок для развития города. И все могло бы быть иначе, если бы ход событий не изменила Первая мировая война. Трамвай был пущен в Минске только в 1929 году...

Этому сюжету - больше 100 лет. Он похож на детектив. В начале ХХ века экономический, а в конце - уже исторический. Впрочем, давайте следовать по рельсам веков в хронологическом порядке.

1887 год

Власти Минска подписали контракт с "Акционерным обществом городских и пригородных конно-железных дорог в России" на строительство конки. На ближайшие 40 лет она станет единственным массовым видом городского транспорта. Причем уже в год подписания концессии на конку во многих городах Европы "позвякивали" трамвайчики. В том же году представители одной из зарубежных электротехнических фирм вели в Минске переговоры об устройстве электроосвещения и приспособления для движения "конки" электрической тягой. Но связанная контрактом городская управа уже не могла принять эти предложения...

Конку в городе не любили. Она явно не справлялась с городскими перевозками. Всегда в ней было тесно и склочно. Горожане прозвали ее "костоломкой", хотя история и не помнит смертельных случаев с участием означенного транспорта. Но конка регулярно сходила с путей, подминала и травмировала людей.

- Ситуация была парадоксальной: связанная концессией администрация города соблюдала интересы владельцев конки, - рассказывает исследователь коммунального хозяйства дореволюционного Минска кандидат экономических наук Владимир Киселев. - И вместе с тем осознавала, что город попросту в заложниках у концессии: конка не только не решает его транспортных проблем, но и тормозит развитие. Но обязательства, в данном случае большого города перед частным капиталом, оказались сильнее здравого смысла. А пускать трамвай по путям, не пересекающимся с рельсами конки, бессмысленно: конка бегала по всем центральным улицам города. Приходилось просто ждать, пока закончатся договорные сроки концессии. Получилось, что город ждал этого целых 40 лет...

Впрочем, в "упряжку" конки попал не только Минск. Немало городов, где концессия на тяговые перевозки была подписана раньше, чем на электрические, оказалось связано собственным словом. В Петербурге, к примеру, ситуация получилась вообще анекдотическая. Поскольку на центральных улицах города действовал договор по конке, придумали затейливый и достаточно дорогостоящий способ его обойти. Трамвай пустили... по льду Невы!

- Справедливости ради стоит заметить: Минское правление конно-железных дорог все-таки осознавало бесперспективность конной упряжки, - продолжает Владимир Николаевич. - И даже предлагало пустить по рельсам конки электрический трамвай. Для этого в Минск был приглашен представитель Бельгийского общества трамваев. Правда, наряду с пуском трамвая АО настаивало и на постройке электростанции - чтобы питать трамвай и заодно освещать город. Естественно, работы соглашались проводить только на условиях концессии. Причем 50-летней!

Март 1900 года

Министерство внутренних дел дало ответ, что "препятствий к устройству электрического трамвая не имеется". Но дела по-прежнему шли невероятно медленно. В 1906 году было наконец объявлено о договоренности с Франко-Бельгийским трестом трамваев и электричества. Эта компания пустила, напомним, первый на территории нашей страны трамвай в Витебске в 1898 году. Она же должна была взять на себя все расходы по переустройству минской конки.

Общественное мнение к тому времени уже "дозрело": газеты были полны патетическими призывами в защиту трамвая, изобиловали картинками из жизни больших городов, "...где ревут моторы, гудят автомобили и шипят трамваи... А над Минском продолжает витать... печальный образ старо-древней "конки", ползучей, трескучей, архаичной таратайки с ее дохлыми клячонками, поминутно понукаемыми кнутом..." Жители многих домов пишут городским властям коллективные письма-просьбы пустить по улицам трамвай.

1912 год

При таком "общественном настроении" только в октябре 1912 года на заседании городской думы принимается решение об окончательном выкупе дороги. Власти сделали выводы: вместо концессии (а под нее подпадает еще и городское освещение) решено сделать трамвай муниципальным предприятием. 25 лет город "торговался" с акционерным обществом конно-железных дорог, пока понял, что толку не будет...

Для начала стали увеличивать мощность городской электростанции. Она находилась в ту пору возле современного цирка. Там же стояла и водопроводная станция. Общее название у объекта было "Эльвод", командовал им некто Ф.Корзон - господин, возглавивший и муниципальное "трамвайное" дело.

Сначала хотели запустить две линии: от Брестского вокзала до Золотой Горки (4,6 км) и от скотобойни по Игуменскому тракту, по Захарьевской, через Нижний базар до Сторожевского кладбища (4,8 км). Средняя скорость будущего трамвайчика планировалась "бешеная" - до 12 километров в час. Неслыханно: от Комаровки до Брестского вокзала можно было доехать за 25 минут, а со Сторожевки до Виленского - и вовсе за 20! По задумкам разработчиков каждый житель Минска должен был проехать на трамвае около 25 раз в год.

27 ноября 1913 года

Минская городская дума 17 голосами против 14 приняла проект сооружения трамвая. Срок окончания строительства - ноябрь 1914 года.

В апреле 1914-го началась приемка шпал, в мае из Енакиево стали прибывать рельсы и паровые котлы для электростанции. В начале июня начались работы по укладке путей по Захарьевской от моста до Золотой Горки. В июле приступили к возведению депо.

Совсем чуть-чуть оставалось до первого трамвайного звоночка. Вместо него город услышал нарастающий грохот взрывов.

Началась Первая мировая война. Постепенно город, в котором автомобиль был редкостью, заполонили машины армейского командования.

Трамвай "съехал на тормозах". В первые военные годы на укладке шпал и рельсов еще работало от 5 до 15 человек на весь город. Потом началась революционная заваруха. И уже проложенные по городу шпалы принесли неоценимую пользу растерянным горожанам - их жгли в печках.

- Транспортная проблема для Минска оставалась по-прежнему неразрешимой, - продолжает Киселев. - Не только конка с трамваем "воевали". Много было идей - и электрические автобусы пустить, и большие автомобили для перевозки людей, да только так и остались они нереализованными...

Трамвай в Минске стал на рельсы только в октябре 1929 года. Но "трамвайная история" не закончилась.

1972 год

Владимир Киселев пишет монографию "Очерки истории городского транспорта" - труд многих архивных лет. Через 10 лет она была депонирована в Центральный государственный архив.

- Монография так и не была издана, - говорит автор. - Думаю, потому что была в некотором роде неполной. Слишком подробный дореволюционный период, а дальше - обрыв. И это не мое упущение: значительного фрагмента послереволюционного периода жизни города нет. В архивных помещениях во время войны стояли немцы - они уничтожили весь совнаркомовский фонд. Просто сожгли его в печках...

Вряд ли мы когда-либо узнаем, была ли построена после революции трамвайная дорога от Ляховки до Губернаторской и как решали транспортные проблемы Минска в период нэпа.

- Была у меня и еще одна попытка "реанимировать" это исследование, включив его в общую историю белорусского электротранспорта, - продолжает Владимир Николаевич. - Свою часть я подготовил, витебчане прислали исследования по "своему" - первому в Беларуси трамваю, еще один коллега провел современные исследования. Все материалы были собраны, ему оставалось только свести все воедино. И тут он внезапно умирает. А родственники не долго думая сдали все его бумаги в макулатуру...

Запараллеленный в двух эпохах сюжет - в начале и в конце ХХ века. В этом, согласитесь, есть своего рода мистика: печальной была судьба первого минского трамвая, не самой удачной оказалась и судьба монографии, о нем написанной, и даже попытки ее "оживить".



"...Чего же может ждать правление "конки" от своего неуклюжего "ящика", пригодного разве только для перевозки мусора, а не пассажиров... Опираясь на концессию с городом и низведя пассажирское движение на своих линиях к нулю, "конка" напоминает собой ту ведьму, которая сама не ест и другим есть не дает... "Отцы города", двадцать лет тому назад заявившие "конку" и отдавшие город ей в кабалу, совершили колоссальную неосмотрительность и покрыли темным пятном самоуправление..."

Примерно такие тексты с небольшими вариациями появлялись в начале ХХ века почти во всех городских газетах.



P.S. Многие считают трамвай ретротранспортом: неуклюжим и малоэффективным на улицах современного города. Но вот факт: за последний год движение трамваев возобновлено в 8 крупных европейских городах, среди которых Афины, Барселона, Дублин, Порту...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter