Про тесноту и обиды

О строительстве...
«Что я, управы, что ли, не найду на вас? Я на 16 аршинах здесь сижу и буду сидеть!» Эту фразу культового Полиграфа Полиграфовича Шарикова, равно как и весь фильм Владимира Бортко «Собачье сердце», часто вспоминаю, когда читаю очередное письмо или новость об уже набившем оскомину уплотнении. Либо, как выражается главный архитектор Минска Александр Петров, «точечной застройке территории». Возведении домов и административных зданий во дворах, парках, на пустырях, стоянках. Отголоски проблемы нынче слышатся из многих уголков нашей страны. А громче всего — из Минска.

Старожилы, прожившие на заветных 16 аршинах долгие годы, упрямятся: тесниться не будем! Власти настаивают: приводите конкретные аргументы. И это противостояние кажется бесконечным. Одни других не слышат. «Я отложу газету с вашим конференц–залом «В тесноте и в обиде» (номер за 1 августа) и лет через десять вам ее пришлю — для опубликования. Поверьте, даже запятые не поменяете», — говорится в письме, пришедшем из Могилева. Проблема вечная? Возможно. Недавно в Мингорисполкоме собрали очередное совещание. Позиция властей для протестной общественности неутешительна: без уплотнения, увы, не обойтись. Ни в реализации жилищной программы. Ни в привлечении серьезного притока инвестиций. Не уплотним мы — уплотнят другие. Мы вас понимаем, но и вы нас поймите. Только как найти общий язык?

Встречи с населением? Но опыт показывает, что возможный диалог превращается в монолог, иногда в многоголосье, какофонию. В общем, дорогу с односторонним движением, где несогласные наступают, требуют, заводят остальных. И конструктивной беседы не получается. Преобладают эмоции. «Не хотим! Не отступим!» Александр Петров считает: обсуждаться может отступление от нормативов, нарушение законодательства. То есть строить или нет, должна решать власть, а люди — лишь вносить в проект коррективы. Причем в письменном виде и автономно. Дабы не создавать «эффект толпы». Конечно, речь о тех, кого проблема касается непосредственно, а не просто всех сочувствующих.

Широкая информационно–разъяснительная работа? Аргументы о развитии города, об инвестициях? Именно при помощи их председатель Мингорисполкома Николай Ладутько надеется убедить активистов. Кроме того, выполнить так называемую «работу на упреждение». Теория, конечно, красива и свою определенную роль сыграет. Только для обывателей (я не имею в виду политически и экономически подкованное население) это что–то достаточно абстрактное, находящееся в сфере приоритетов и интересов гораздо ниже, нежели собственные неудобства. В общем, как там говорится? «Моя хата с краю».

Минский мэр к тому же предлагает предупреждать о грядущем строительстве очень загодя. На сайте исполкомов, в городских газетах. С описанием проекта, фотографиями, указанием планируемых благ, конкретных сроков, застройщика. Идея правильная. Но почему бы о «точечной застройке» не сообщать тоже точечно? При помощи листовок, брошенных в почтовые ящики именно целевой аудитории? При помощи огромных плакатов в местных магазинах? Ведь так ли уж интересно жителям Кунцевщины, которые также читают «Вечерний Минск», знать, что творится в Уручье?..

Вполне возможно, будь в городе свободные участки земли, термин «уплотнение» никогда бы не вспомнили. Но вопрос в том, насколько рационально мы подобные участки — бывшие деревни, частный сектор, пустыри — используем. Может быть, город должен расти ввысь, а не ужиматься? Как, например, Москва. Позиция главного архитектора: ни в коем разе. «Мы должны руководствоваться интересами людей. Многими учеными доказано: проживание выше шестого этажа приводит к «птичьей болезни». А вот инвесторы, выступавшие на совещании, это парировали. Потенциальных новоселов гораздо больше беспокоит вид из окна, поэтому квартиры на двадцатых этажах уходят влет. И если есть спрос, почему тогда не должно быть предложений?

Во всех строительных перипетиях, пожалуй, главное — помнить одно. Любое уплотнение — будь то горизонтальное или вертикальное — может превратить район в каменные джунгли. Да, собственные 16 аршинов у людей появятся. Но выдержит ли социальная инфраструктура? А инженерная? Не будут ли переполнены поликлиники, школы, общественный транспорт? Не придется ли возить детей в детские сады за тридевять земель? Именно на эти вопросы должны отвечать чиновники, подписывая документы о начале строительства. Правильно заметил глава администрации Первомайского района Минска Игорь Кудревич: пускай сначала откроют в микрорайоне три детских сада, а затем я рассмотрю вопрос о возведении 25–этажного дома...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter