Литва и Польша активно вмешиваются во внутренние дела Беларуси, не видя при этом собственных проблем

Про соломинку и бревно

Мы уже привыкли к тому, что некоторые наши соседи ведут себя совсем уж не по-соседски. Речь в данном случае о верных сателлитах США в Европе — Польше и Литве. С некоторых пор они не только стали прибежищем для некоторых наших «змагароў», напрочь оторвавшихся от реальности, но и превратились в главных критиков Беларуси, не видя бревна в своем глазу. А может, пора таки посмотреть на себя со стороны и вспомнить о своих проблемах, прежде чем лезть в чужой монастырь со своим уставом? Тем более что проблем-то этих, что называется, выше крыши.

Опасения не напрасны

Вот, к примеру, польские СМИ сообщают, что правящая партия «Закон и справедливость» столкнулась с самой большой проблемой в угольной промышленности с момента прихода к власти. По последним данным, около 250 горняков протестуют под землей. Переговоры с правительством в Силезии результатов не принесли. У правительства нет выбора: оно должно двигаться в направлении перехода к источникам энергии без выбросов. Но это также означает закрытие большинства каменноугольных шахт. Профсоюзы объявили, что, если премьер-министр Моравецкий не присоединится к переговорам, они организуют радикальные акции протеста по всему региону.

Между тем нынешним летом по стране прокатились демонстрации так называемых защитников климата. По сообщениям молодых активистов в Facebook, они выходили на мирные митинги с плакатами, чтобы высказать свою точку зрения, после чего подвергались давлению со стороны властей. «Сначала они называли нас говнюками, коммунистами и немецкими чекистами, потом начали плевать, бить и пинать нас, швырнули наш баннер на землю и растоптали его», — цитирует oko.press одну из активисток.

Недавно у ворот Варшавского университета польская полиция разогнала демонстрацию в защиту представителей ­­ЛГБТ-сообщества. Все закончилось избиением и жестоким задержанием нескольких десятков человек. Любопытно, что по этому поводу состоялось заседание комитета по внутренним делам сейма. Оно длилось почти пять часов. 
Депутаты пытались выяснить, почему полиция жестоко подавила протест молодых людей. Чиновники уклонились, а начальник полиции утверждал, что все соответствует закону.
Очень не нравятся полякам и излишне строгие, по их мнению, карантинные меры, связанные с пандемией коронавируса. К ним добавился запрет на проведение стихийных демонстраций в связи с эпидемией. Акции разрешено проводить только при согласовании с местной администрацией. Опасения властей не напрасны. Около 200 частных компаний требуют компенсаций из бюджета за свои убытки из-за экономических ограничений, отмечает wyborcza.pl. Эксперты полагают, что в связи со второй волной пандемии недовольство предпринимателей усилится.

Цели и средства

Есть о чем задуматься и литовским политикам. Они, видимо, подзабыли недавнее свое прошлое, когда в 2009 году, не церемонясь, с дубинками и слезоточивым газом разгоняли демонстрантов, недовольных экономическим кризисом в стране. Тогда ВВП страны упал почти на 15 процентов. Власти резко повысили налоги, урезали пенсии и зарплаты. Все это вылилось в массовые протесты. После брутального подавления беспорядков и непопулярных экономических решений началось массовое бегство людей за границу. Всего за несколько лет Литва потеряла более 200 000 человек.

Многое ли изменилось за это время? Как пишет портал lt.sputniknews.ru, евродепутат от Литвы Андрюс Кубилюс предрек Литве экономическую стагнацию в ближайшее десятилетие. 
Литовские политики регулярно трубят о «быстро растущей экономике» страны, в то время как минимальная зарплата в балтийской республике является одной из самых низких по ЕС. Также в стране несколько десятилетий царит демографический кризис. Трудоспособное население уезжает из Литвы в поисках лучшей жизни в других странах ЕС, где выше уровень жизни и зарплаты.
И в этом нет ничего удивительного. После вступления в ЕС большую часть литовского бюджета составляют прямые европейские дотации. Но они, по мнению бизнес-сообщества, никогда не были справедливы.

Например, сельхозпроизводители Литвы всегда получали меньше средств, чем их западные соседи по ЕС, а в новом бюджете финансирование для них сокращается еще больше.

Энергетика — еще одна больная тема для Вильнюса. Закрытие Игналинской атомной станции стало одним из главных условий вступления Литвы в Евросоюз. Сегодня страна вынуждена закупать извне большую часть электроэнергии, и ей ничего не остается, как кусать локти, нещадно критикуя строительство белорусской АЭС.

konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter