Источник: Знамя юности
Знамя юности

Олег Рогатников – о еврейских праздниках, гиюре и подготовке к фестивалю национальных культур

Про мудрых евреев и не только

Еврейская община в Республиканском фестивале национальных культур в Гродно участвует с 1997 года. Кто в этом году представит еврейский народ на фольклорном празднике, а также об особенностях этой национальности, рассказал председатель Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Олег Рогатников.

– Наш союз объединяет 40 светских еврейских организаций по всей Беларуси. В Талмуде есть такая мудрость: «Все евреи ответственны друг за друга». Это основа нашей общинной деятельности. Ни один еврей не должен чувствовать себя одиноким, в какой бы жизненной ситуации ни оказался. Вместе мы проводим праздники, но у нас есть программы для всех возрастов. Дети изучают традиции, культуру, историю еврейского народа. В особом внимании нуждаются пожилые. Наиболее это проявилось во время пандемии. Для них организовывали онлайн мастер-классы, виртуальные экскурсии, встречи с интересными людьми. Молодые ребята, волонтеры, подключали пожилым ZOOM, Skype, обучали работе в приложениях. Благотворительная организация, помогающая наиболее незащищенной части еврейского населения, называется «Хэсэд», что означает «мило­сердие».

В общинах есть вокальные и танцевальные коллективы, театральные студии, кружки по интересам, в которых занимаются люди разных возрастов. На фестивале национальных культур в Гродно минскую общину представит танцевальный ансамбль «Гиль Загав» с постановкой «Еврейский дворик». Большую концертную программу готовит Бобруйск. Витебск делегирует два коллектива: любительский театр «Менора» с театральной постановкой «Будь здоров, Соломон» и народный еврейский национальный вокально-хореографический ансамбль «Витебские девчата». Гомель привезет выставку и литературную зарисовку «Спи, моя девочка». Приглашаем на еврейское подворье.

– Расскажите об основных еврейских праздниках.

– Истории еврейского народа более 5000 лет, и их культура уникальна, как и культура любого другого народа. Традиционной религией евреев считается иудаизм, но не все евреи религиозные, хотя исторически понятия еврей и иуде­й тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. Культура евреев богата на традиции и праздники, основ­ными являются Рош-а-Шана, Ханука, Пурим и Песах. У евреев собственное строение календаря и летоисчисление, сейчас идет 5782 год. В день празднования начала Нового года – Рош-а-Ша­на – мы стремимся искупить проступки, совершенные в прошлом году. Ханука – это праздник, увековечивающий спасение народа Израиля от духовного уничтожения. Главная традиция торжества – ритуал зажигания огней. Пурим отмечают в память о спасении евреев от истребления персами. В этот день принято радоваться: пиры, веселье, костюмированные шествия. Недавно закончился Песах, который часто называют еврейской Пасхой, что в корне неверно. Пасха установлена в честь Воскресения Иисуса Христа. Песах – праздник свободы, выхода евреев из египетского рабства. Нельзя не сказать и про Шаббат, который начинается в пятницу вечером после захода солнца и заканчивается субботним вечером с восходом третьей звезды. Шаббат запрещает любую работу, в том числе пользование электричеством, а это и свет, и телефон, и телевизор, езда за руле­м. Это день отдыха, предназначенный для духовного роста, изучения Торы, правоведения с семьей и близкими друзьями. Еврейские традиции и праздники очень разнообразны, а ввиду того, что евреи живут по всему миру, то влияние культур разных стран такж­е сказывается.

Танцевальный коллектив «Гиль Загав»

– Про белорусов говорят, что они «памяркоўныя». Как одним словом можно охарактеризовать евреев?

– Давайте охарактеризуем словом «мудрые». Думаю, это свойство, которое определяет поступки и жизненные ценности человека.

– Чем евреи отличаются от других национальностей?

– Тем, что евреем можно не только родиться, но и стать, в то время как французом, например, можно быть только по рождению. Сейчас объясню. До дарования Торы евреем считался любой, кто служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама – первого евре­я. С появлением Торы именно она регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству) евреем признается тот, кто рожден матерью-еврейкой, а также тот, кто принял Тору и заповеди в соответствии с установленной про­цедурой в признанном раввинском суде. Проще говоря, чтобы стать евреем человеку, рожденному неевреем, необходимо принять иудаизм. Этот процесс называется «гиюр», он очень сложный и затягивается на годы: изучение Торы, традиций, соблюдение Шаббата. 

После гиюра нееврей становится полноценным членом еврейского народа, и его потомки уже считаются евреями. Гиюр – не формальная процедура, человек должен понимать, что его жизнь меняется полностью. Надо соблюдать Шаббат. Еда должна быть кошерной. И посуда должна быть отдельно для мясной и молочной пищи, так как нельзя смешивать мясное и молочное. Поэтому, к примеру, пиццу с курицей и сыром есть нельзя. 

На фестивале культур в 2018 году

– Итак, евреи – это…

– Люди со своими традициями, культурой, укладом, которые хотят жить в обществе, где не будет антисемитизма и неправильного восприятия еврейского народа. Для еврея, как и для любого человека, важны семья, единство и мир, который он старается сделать лучше.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter