ПРО как дважды два

11 августа 1984 года, пробуя микрофон перед еженедельным радиообращением к соотечественникам, Рональд Рейган не стал произносить традиционную считалочку «раз, раз, два, три», а прочитал первую строчку своей речи о реформе образования...
11 августа 1984 года, пробуя микрофон перед еженедельным радиообращением к соотечественникам, Рональд Рейган не стал произносить традиционную считалочку «раз, раз, два, три», а прочитал первую строчку своей речи о реформе образования. Дойдя до того места, где он должен был сообщить о подписании соответствующего документа, 40–й американский президент решил эффектно пошутить. Все–таки давало о себе знать его голливудское прошлое... «Дорогие соотечественники! Рад сообщить вам, что я только что подписал документ, — тут он запнулся, улыбнулся и завершил фразу вошедшим в историю экспромтом, — который на вечные времена ставит Россию вне закона. Бомбардировка начнется через пять минут».

Присутствовавшие в студии журналисты шутку записали и передали в редакции, а те — читателям. Американцы же рейгановское чувство юмора оценили и через несколько месяцев избрали его на второе четырехлетие. Шел, напоминаю, 1984 год и «холодная война» была в самом разгаре: Афган, корейский «Боинг», бойкот Олимпийских игр в Лос–Анджелесе... Рейган, явно обсмотревшись фантастического блокбастера Джорджа Лукаса, именует СССР «империей зла» и выдвигает идею «звездных войн», другими словами, космической ПРО. Инициатива разместить противоракетные установки на околоземной орбите на поверку оказалась намеренно раздутым мыльным пузырем. Но лопнул он уже после того, как советская «оборонка» включилась в свою последнюю гонку вооружений.

Советский Союз исчез, а идея глобальной ПРО — пусть и не космической, а приземленной где–то в районе Польши и Чехии — возрождена администрацией Джорджа Буша–младшего. Соединенные Штаты уверяют, что она направлена против нестабильных режимов и причисляет к таковым Иран и Северную Корею. Как когда–то Рейган доводил Горбачева до бешенства постоянным цитированием русской пословицы «Доверяй, но проверяй», так и Москва не верит Вашингтону и видит в восточноевропейских элементах американской противоракетной обороны прямую угрозу себе. «Противоракеты, которые планируется разместить в Польше, — это ракеты, которые способны лететь по баллистической траектории, и их можно считать ударным оружием. Их без труда можно оснастить специальной боевой частью», — поделился своим мнением с РИА «Новости» доктор технических наук, профессор Владимир Завалий.

Столь пессимистичный комментарий официальное российское информагентство опубликовало на своем сайте аккурат перед приездом в Москву из Вашингтона госсекретаря Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса. На переговорах в формате два на два они обсудят с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и главой минобороны Анатолием Сердюковым восточноевропейскую ПРО, выход России из ДОВСЕ («ответ Чемберлену») и остальные скопившиеся проблемы. Их количество позволяет утверждать, что еще никогда после распада СССР российско–американские отношения не были такими плохими. Пошли даже разговоры о начале «холодной войны–2». Хотя, на мой взгляд, это преувеличение. Нынешняя ситуация все–таки сильно отличается. Даже по формальным признакам. Не существует того конфликта идеологий. Нельзя сравнивать экономический потенциал двух стран — США далеко впереди, — также как и их военные бюджеты. Вашингтон увеличил количество своих союзников, а у Москвы они наперечет... Так что глобальная конфронтация невозможна. Что, разумеется, не исключает столкновения интересов американцев и россиян то тут, то там.

Специализирующийся по России американский сенатор Ричард Лугар и директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов в один голос говорят: эта встреча станет последним шансом для Буша и Путина наладить отношения между двумя странами. И у одного, и у другого подходят к концу президентские сроки. На смену «друзьям России» во главе крупнейших западных государств последовательно приходят более критично настроенные политики: Ангела Меркель в Германии, Николя Саркози во Франции. Газета «Вашингтон таймс» прогнозирует, что «тема сползания России к авторитаризму станет центральной в ходе президентской гонки–2008 в США». Причем, по мнению журналистов, в плане оценок большой разницы между республиканцами и демократами не будет. «Несмотря на то, что Путин может остаться навсегда, у нас будет совершенно другая администрация», — пытается брать на испуг сенатор Лугар. Россия, однако, уже не та, какой она была, когда молча наблюдала за расширением НАТО. К тому же там сейчас предвыборная кампания и возрождение былой мощи — «фишка», на которую делают ставку основные политические силы.

Поэтому американские и российские эксперты уверены еще кое в чем: сегодня у Москвы и Вашингтона практически нет шансов договориться — будь то ПРО, ДОВСЕ, Иран или Косово. Да, похоже, и нет и особого желания. Обезоруживающее, как казалось, предложение Владимира Путина США совместно использовать Габалинскую РЛС (вместо строительства новой ПРО) американцы вывернули наизнанку. «Радары в Азербайджане и Чехии словно созданы друг для друга», — как будто с издевкой переиначивает известный рекламный слоган заместитель госсекретаря Дэниэл Фрид. В общем, пониманием стороны себя не утруждают.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter