Как в Копыси удалось сохранить уникальную технологию изготовления керамики

Про черного зайца и «копысскую кафлю»

Для городского поселка Копысь на Оршанщине год Черного Кролика (по китайскому календарю начнется 21 января), судя по всему, будет удачным. На гербе поселка именно черный заяц. Первый приятный сюрприз был от известного уроженца Копыси: ­­­Президент Беларуси накануне 2023-го подписал указ о присуждении специальной премии деятелям культуры и искусства. Среди лауреатов — коллектив копысского Центра народного творчества и ремесел, который сохраняет технологию создания изделий традиционной керамики Оршанского района.

Надежда СИРАМИДИ.

Копысь славилась не только черными зайцами, «каковых редких зверьков в окрестностях сего города изобильно». На протяжении многих веков визитной карточкой населенного пункта было кафельное производство. Местные мастера знали секрет изготовления очень стойкой глазури и покрывали ей «копысскую кафлю».

Говорят, один из первых мастеров, поселившихся в здешних краях, был Одинец, который докопался до особенной белой глины. Позже на этом месте выросла деревня Смётанка. Может, когда-то так называли сметану?.. Очень уж на кисломолочный продукт походила разведенная водой глина.

Одинец лепил посуду для жены Весняны и соседей. Люди прослышали о его мастерстве, и у глинника появились помощники, которые обосновывались у копанцев — мест, где добывали глину. Селище разрослось и стало называться Копанец, а со временем трансформировалось в Копысь. Первое летописное упоминание населенного пункта с этим названием относится к 1059 году, когда здесь умер новгородский архиепископ Лука Жидяга.

Уже в XV веке Копысь славилась изразцами и уникальной керамикой далеко за пределами белорусских земель. 

В XVII веке здесь родился И. Максимов, ставший известным мастером художественной керамики. В 1654 году патриарх Никон увез его в Иверский монастырь на Валдае, где уроженец Копыси наладил первое в России производство многоцветных изразцов. К тому времени из-за притеснения православия в Речи Посполитой многие белорусы переселились в Россию. Были среди них и мастера из Копыси, которые привезли с собой новую технологию глазурования керамики (майолику), пришедшую из Западной Европы. Во второй половине XVII века многокрасочным глазурованным кафелем копысские мастера украшали дворцы и храмы русской державы: Покровский собор в Измайлово, царские палаты в Кремле и Коломенском...

Расцвет «копысской кафли» пришелся на конец XIX — начало XX века, когда в Копыси (а население увеличилось с трех тысяч в 1879 году до шести тысяч в 1911-м) работало около 20 заводов, где изготавливали кирпич, все виды деталей для облицовки печей, посуду и статуэтки. Продукцию местных мастеров вывозили далеко за пределы территории нынешней Беларуси.

Во время Великой Отечественной войны заводы сгорели, восстановили только один. На его фундаменте и в его реконструированных стенах по распоряжению ­­­Президента в 2011 году распахнул двери Центр народного творчества и ремесел. 


Это учреждение нового типа — слияние организации культуры и производства, которые взаимно дополняют друг друга, показывая положительный синергетический эффект. Такой центр пока единственный в Беларуси.

— Возрождала старинную технологию изготовления керамики потомственный керамист-самоучка Елена Суховарова. Коренная копышанка 25 лет отработала на керамическом заводе, на ней держится гончарная мастерская. Она взрастила немало мастеров, именно ей доверяем самые сложные заказы, — рассказала директор Центра народного творчества и ремесел Анастасия Корбан.

Анастасия КОРБАН.

Первый руководитель учреждения именно Елена Суховарова. На ее хрупкие плечи легло и строительство центра, и его открытие, и возрождение технологий, и обучение всех мастеров.

— На заводе была производственная керамика, выпускали облицовочную плитку, ничего общего с тем, что делаю сейчас, — делится мастер. — Только когда в 2011 году открылся центр ремесел, я всерьез занялась художественной керамикой. Это ремесло стало частью моей жизни, с кирпичиков поднимала центр. Конечно, очень приятно, когда твой труд оценивают на самом высоком уровне. Чувствуется забота государства о сохранении национальных традиций. Если бы не вмешался ­­­Президент, возможно, здесь было бы ровное место, потому что завод закрыли.

Вместе с Еленой Суховаровой возрождают и сохраняют технологии изготовления «копысской кафли» мастера народных ремесел Ксения Садовская и Андрей Докумов, декорируют керамические изделия Наталья Оглоблина и Елена Барановская, мелкой пластикой занимается Надежда Сирамиди.

Елена СУХОВАРОВА.

С детства любила лепить, рисовать. Лепить нравится и по сей день. Как из пластилина, так и из глины. Я нигде не училась, самоучка, как все наши мастера, — рассказывает копышанка Надежда Сирамиди.

С августа прошлого года влился в коллектив оршанец Андрей Докумов. Азы керамики осваивал сначала в кружке, потом самостоятельно. Затем сам в Оршанском доме ремесел обучал детей. В Орше и живет, а в Копысь ездит на работу.

Керамикой занимался еще в 1998 году. Но жизненные перипетии заставили сменить сферу, и даже не одну. И вот спустя столько лет вернулся к любимому делу. Наверное, глина притянула, — говорит Андрей Евгеньевич.

Андрей ДОКУМОВ.

Есть здесь выставочный зал, где можно увидеть изделия, которые производили керамисты более сотни лет назад, лучшие современные экспонаты. Можно также приобрести в учреждении предметы из глины, лозы, соломы, вышивку нынешних копысских мастеров.

Здесь проводят мастер-классы, экскурсии, а с 2019-го еще и международный пленэр народного декоративно-прикладного искусства с конкурсом гончаров «Глина поет».

— Хотим, чтобы темой пленэра в нынешнем году стала обварная и задымленная керамика, но для этого нужно построить специальную печку на улице. Сейчас изготавливаем керамику простого утильного обжига, молоченую, глазурованную, но хотим расширить ассортимент отварными и задымленными изделиями. Еще думаем собрать экспонаты и создать музей изразца, — поделилась планами директор Центра народного творчества и ремесел городского поселка Копысь Анастасия Корбан.

Что-то подсказывает, что в год Черного Кролика этим планам суждено осуществиться.

alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter