Надежда СИРАМИДИ.
Копысь славилась не только черными зайцами, «каковых редких зверьков в окрестностях сего города изобильно». На протяжении многих веков визитной карточкой населенного пункта было кафельное производство. Местные мастера знали секрет изготовления очень стойкой глазури и покрывали ей «копысскую кафлю».
Говорят, один из первых мастеров, поселившихся в здешних краях, был Одинец, который докопался до особенной белой глины. Позже на этом месте выросла деревня Смётанка. Может, когда-то так называли сметану?.. Очень уж на кисломолочный продукт походила разведенная водой глина.
Одинец лепил посуду для жены Весняны и соседей. Люди прослышали о его мастерстве, и у глинника появились помощники, которые обосновывались у копанцев — мест, где добывали глину. Селище разрослось и стало называться Копанец, а со временем трансформировалось в Копысь. Первое летописное упоминание населенного пункта с этим названием относится к 1059 году, когда здесь умер новгородский архиепископ Лука Жидяга.
Уже в XV веке Копысь славилась изразцами и уникальной керамикой далеко за пределами белорусских земель.
В XVII веке здесь родился И. Максимов, ставший известным мастером художественной керамики. В 1654 году патриарх Никон увез его в Иверский монастырь на Валдае, где уроженец Копыси наладил первое в России производство многоцветных изразцов. К тому времени из-за притеснения православия в Речи Посполитой многие белорусы переселились в Россию. Были среди них и мастера из Копыси, которые привезли с собой новую технологию глазурования керамики (майолику), пришедшую из Западной Европы. Во второй половине XVII века многокрасочным глазурованным кафелем копысские мастера украшали дворцы и храмы русской державы: Покровский собор в Измайлово, царские палаты в Кремле и Коломенском...
Расцвет «копысской кафли» пришелся на конец XIX — начало XX века, когда в Копыси (а население увеличилось с трех тысяч в 1879 году до шести тысяч в 1911-м) работало около 20 заводов, где изготавливали кирпич, все виды деталей для облицовки печей, посуду и статуэтки. Продукцию местных мастеров вывозили далеко за пределы территории нынешней Беларуси.
Во время Великой Отечественной войны заводы сгорели, восстановили только один. На его фундаменте и в его реконструированных стенах по распоряжению Президента в 2011 году распахнул двери Центр народного творчества и ремесел.
Это учреждение нового типа — слияние организации культуры и производства, которые взаимно дополняют друг друга, показывая положительный синергетический эффект. Такой центр пока единственный в Беларуси.
— Возрождала старинную технологию изготовления керамики потомственный керамист-самоучка Елена Суховарова. Коренная копышанка 25 лет отработала на керамическом заводе, на ней держится гончарная мастерская. Она взрастила немало мастеров, именно ей доверяем самые сложные заказы, — рассказала директор Центра народного творчества и ремесел Анастасия Корбан.
Анастасия КОРБАН.
Первый руководитель учреждения именно Елена Суховарова. На ее хрупкие плечи легло и строительство центра, и его открытие, и возрождение технологий, и обучение всех мастеров.
— На заводе была производственная керамика, выпускали облицовочную плитку, ничего общего с тем, что делаю сейчас, — делится мастер. — Только когда в 2011 году открылся центр ремесел, я всерьез занялась художественной керамикой. Это ремесло стало частью моей жизни, с кирпичиков поднимала центр. Конечно, очень приятно, когда твой труд оценивают на самом высоком уровне. Чувствуется забота государства о сохранении национальных традиций. Если бы не вмешался Президент, возможно, здесь было бы ровное место, потому что завод закрыли.
Вместе с Еленой Суховаровой возрождают и сохраняют технологии изготовления «копысской кафли» мастера народных ремесел Ксения Садовская и Андрей Докумов, декорируют керамические изделия Наталья Оглоблина и Елена Барановская, мелкой пластикой занимается Надежда Сирамиди.
Елена СУХОВАРОВА.
— С детства любила лепить, рисовать. Лепить нравится и по сей день. Как из пластилина, так и из глины. Я нигде не училась, самоучка, как все наши мастера, — рассказывает копышанка Надежда Сирамиди.
С августа прошлого года влился в коллектив оршанец Андрей Докумов. Азы керамики осваивал сначала в кружке, потом самостоятельно. Затем сам в Оршанском доме ремесел обучал детей. В Орше и живет, а в Копысь ездит на работу.
— Керамикой занимался еще в 1998 году. Но жизненные перипетии заставили сменить сферу, и даже не одну. И вот спустя столько лет вернулся к любимому делу. Наверное, глина притянула, — говорит Андрей Евгеньевич.
Андрей ДОКУМОВ.
Есть здесь выставочный зал, где можно увидеть изделия, которые производили керамисты более сотни лет назад, лучшие современные экспонаты. Можно также приобрести в учреждении предметы из глины, лозы, соломы, вышивку нынешних копысских мастеров.
Здесь проводят мастер-классы, экскурсии, а с 2019-го еще и международный пленэр народного декоративно-прикладного искусства с конкурсом гончаров «Глина поет».
— Хотим, чтобы темой пленэра в нынешнем году стала обварная и задымленная керамика, но для этого нужно построить специальную печку на улице. Сейчас изготавливаем керамику простого утильного обжига, молоченую, глазурованную, но хотим расширить ассортимент отварными и задымленными изделиями. Еще думаем собрать экспонаты и создать музей изразца, — поделилась планами директор Центра народного творчества и ремесел городского поселка Копысь Анастасия Корбан.
Что-то подсказывает, что в год Черного Кролика этим планам суждено осуществиться.
alimova@sb.by