Призраки на дороге

Станут ли пешеходы заметнее в темноте?
Станут ли пешеходы заметнее в темноте?

По статистике, около половины всех ДТП в нашей стране происходит ночью или вечером, когда на улице уже темно. Причем примерно в 70 случаях из 100 это наезды на пешеходов.

Как мне рассказала Жанна Тройно, начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ ГУВД Мингорисполкома, большинства этих аварий можно было бы избежать, если бы пострадавшие носили фликеры — специальные световозвращающие элементы:

— При свете ближних фар водитель заметит пешехода в темной одежде в лучшем случае метров за 25, в светлой — за 40. Это расстояние автомобиль, даже двигаясь со скоростью 60 км/ч, преодолеет за считанные секунды, шофер зачастую не то что затормозить — подумать не успевает! Совсем другое дело, если человек будет светиться в темноте. Одного фликера достаточно, чтобы его увидели на расстоянии в полторы сотни метров — риск стать жертвой ДТП сразу снижается в 6,5 раза!

На днях случайно услышала разговор таксистов — они говорили, будто теперь, после принятия новых Правил дорожного движения, носить фликер для пешеходов станет обязательным, а не желательным, как сейчас.

— Действительно, в темное время суток движение людей по проезжей части при наличии тротуаров, обочины, пешеходной или велосипедной дорожек запрещено, — цитирует новые ПДД старший инспектор УГАИ МВД Денис Ставский. — Если же все перечисленное отсутствует, идти по дороге можно, но обозначив себя световозвращающими элементами.

m Что водители думают о пешеходах?

На одном из автомобильных интернет–форумов натолкнулась на интересную беседу трех водителей. Первый, по большому счету заслуженно, ругал пешеходов–«невидимок»: «Мало того, что на дороге по вечерам обстановка и так сложная — повсеместные пробки, светофоры на каждом шагу, отвлекающее неоновое освещение, так еще и люди предпочитают одежду темных тонов, попробуй вовремя заметь их на асфальте — пока домой доберешься, взмокнешь от напряжения! Нужно, чтобы каждый знал: вышел вечером из дома без фликера — в случае чего водитель, чур, не виноват». Второй посетитель форума добавил, что никогда не купит своему ребенку куртку или кроссовки без световозвращающих элементов, да и себе всегда старается подбирать верхнюю одежду с этим же эффектом. Третий из них задал вопрос, который, наверное, сейчас вертится на языке у многих читателей: где же продаются эти чудо–фликеры?

m Полцарства за световозвращатель!

В телефонной справочной службе мне дали адреса всего двух (!) торговых точек, в прайс–листах которых значились световозвращатели, причем обе они оказались автомагазинами, куда пешеходы по определению не заглядывают.

На почте, в газетных киосках, хозяйственных и продовольственных магазинах фликеров не было, как и на столичных оптовых рынках и в торговых центрах.

Оказалось, что в Беларусь их импортирует только ООО «Белпромэнергия»:

— Еще пару лет назад в столичном ГУМе партии из 100 фликеров по три месяца лежали, и лишь недавно покупатели стали интересоваться этим товаром, — говорит заместитель директора Владимир Парфенов. — В других странах несомненную пользу световозвращателей поняли уже давно, и там они стоят в несколько раз дороже, чем у нас.

Как мне удалось выяснить, в Минске световозвращатели можно приобрести в ГУМе, одном из гипермаркетов и магазине «Рамонак», в Могилеве ими торгует ЦУМ, в Бресте — фонд безопасности дорожного движения, а в Марьиной Горке — частный автомагазин. В этом списке нет ни Гомеля, Гродно и Витебска, ни райцентров за одним исключением, и уж тем более нет ни единого сельского населенного пункта, хотя жителям последних фликеры, пожалуй, нужнее, чем горожанам. Неужели сознательным гражданам из глубинки придется совершать шоп–туры в столицу за копеечными световозвращателями?

m Автора!

— В Беларуси световозвращатели не выпускаются, — удивила меня Жанна Тройно.

— Исходный материал для них делают всего две компании, и они полностью удовлетворяют потребности мирового рынка, — объясняет Владимир Парфенов. — А высокотехнологичное оборудование для производства фликеров стоит так дорого, что не окупится, даже если каждый белорус купит по 3 световозвращателя...

Не понимают, к сожалению, важности безопасности людей на дорогах производители отечественной одежды, обуви и велосипедов, в один голос заявившие работникам ГАИ, что использование световозвращающих материалов якобы приведет к неминуемому подорожанию их продукции и ее неконкурентоспособности. В противовес этому всемирно известные фирмы, специализирующиеся на спортивной одежде, уже уловили тенденцию — покупатели предпочитают куртки, кроссовки и рюкзаки, которые снабжены световозвращающими элементами. В скором будущем и нашим швейникам, несмотря на их опасения, придется-таки придерживаться общемировой моды на безопасность: как известно, уже принято решение о производстве фликеров и в нашей стране.

m Видали ли вы «светлячков»?

Нередко возвращаясь домой затемно, я еще ни разу при всей своей внимательности не встречала человека–«светлячка». Моим собеседникам повезло больше: Денис Ставский ежедневно видит фликеры на коляске своего ребенка, Владимир Парфенов — на одежде и машинах своих сотрудников, а диспетчер одного из столичных автопарков каждое утро лицезрит их на подведомственных автобусах — после очередной аварии там решили потратиться на световозвращающие полосы, кусочками которых оклеили все машины.

Быть может, работникам ГАИ стоит просто выйти на улицу с фликерами и раздавать их всем прохожим, делая это не два раза в год с обязательным привлечением прессы, а тихо и незаметно? Пока каждый не поймет, что он сам в ответе за собственную жизнь.

Сколько стоит фликер?

Подвески и термоактивные наклейки на одежду, рюкзак или сумку, значки — 2.600 рублей

Браслеты мгновенной фиксации — 5.000 рублей
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter