Эксперты о законе об особом статусе поляков: рискует стать инструментом колонизации Украины

Призраки Люблинской унии

На днях президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную раду законопроект об особом статусе граждан Польши в Украине. Парламентские слушания по данному вопросу запланированы на последнюю неделю июля. Документ определен как срочный, будет рассматриваться приоритетно, есть все шансы на его единогласное одобрение всеми депутатами. Отныне граждане Польши в Украине смогут на равных с украинцами основаниях трудоустраиваться, вести хозяйственную деятельность, получать соцобеспечение, образование и медицинское обслуживание.

Фото i.ytimg.com

На первый взгляд — обычная практика межгосударственного сотрудничества, позитивные интеграционные процессы в действии. Но ведь всегда важен контекст — как прошлого, так и настоящего. И контекст прошлого польско-украинских отношений далеко не безоблачен, дает массу мрачных уроков — от Люблинской унии до Волынской резни. А контекст современности — это гуманитарная катастрофа, которая кому-то может оказаться «и мать родна».

Ящик Пандоры

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре и науке доктор исторических наук Игорь Марзалюк уверен, что в случае вступления законопроекта в силу можно однозначно говорить об ограничении суверенитета Украины:
— По сути, права украинской нации делегируются представителям другого государства. Украина предоставляет стране-соседу возможность напрямую воздействовать на свой курс. Естественно, это делается под предлогом необходимой помощи Украине в процессе военного противостояния с Россией.
 Эксперт оценивает происходящее как де-факто создание нового правового феномена — единого польско-украинского гражданства:

— Это означает, что возникает новое государственное образование — а это подразумевает легитимизацию возможности Польши принимать участие в боевых столкновениях на территории Украины, влиять на деятельность ее вооруженных сил, разведки, контролировать различные отрасли ее экономики.

Игорь Марзалюк поясняет, что за внешне благовидной инициативой скрывается большая игра Польши, которая издавна ведется на пространстве Центральной и Восточной Европы. Депутат напоминает: в польском мейнстриме доминируют две концепции геополитического развития Польши. Одна из них — «доктрина Пястов», сконцентрирована на обеспечении монолитного польского государства в его этнических границах. Другая — «ягеллонская» — апеллирует к опыту полиэтнической Речи Посполитой и стремится к созданию того самого Интермариума («Междуморья»), о котором так любят твердить польские интеллектуалы. Иными словами, мечта о Польше как о региональной сверхдержаве. К слову, Беларусь играет в этой конструкции одну из ключевых ролей, отмечает парламентарий.

Игорь Марзалюк уверен, что с учетом той агрессивной риторики, которая слышится в отношении Беларуси от нашего южного соседа, подобные инициативы вряд ли могут быть расценены как дружественные. Да и внутри политических кругов Украины реакция на «хартию» вряд ли будет идиллической — особенно у радикально-националистического крыла, которое всегда было не менее полонофобским, чем русофобским.

«Ты мне, я тебе»

Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности доктор исторических наук Андрей Русакович видит в инициированном Зеленским законе прежде всего ответ Украины на широкомасштабную поддержку, оказываемую ей польской стороной в последние месяцы:
— Это своего рода акт признательности, выражаемый украинским государством. Не случайно была выбрана дата внесения законопроекта в парламент — 11 июля. Это день памяти о Волынской резне — геноциде польского меньшинства на территории Украины во время Второй мировой войны. Таким образом, украинской стороной эта инициатива преподносится в качестве жеста исторического примирения с польским народом.
Эксперт напомнил, что в марте этого года в Польше был принят похожий закон — о помощи украинским беженцам. Этот закон дает возможность украинцам, въехавшим в Польшу после 24 февраля, работать, учиться, участвовать в хозяйственной и общественной жизни. С одной стороны, инициатива выглядит почти симметричным ответным шагом Киева на благодеяние Варшавы. С другой — в соседних странах в этой ситуации высказываются опасения возможности скрытой колонизации Украины Польшей.

Наверное, было бы преувеличением утверждать, что предложенная — от благодарности ли, от безысходности ли — «великая хартия польских вольностей» вручает Варшаве ключ от Киева. Вопрос в том, не обернется ли подобное гостеприимство досадной доверчивостью, чреватой утратой остатков государственности Украины.

vasilkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter