Призрак хорошего тона

Ситуация, которую сложно объяснить с точки зрения рациональной экономики. Представьте себе, что есть некая полезная разработка. Применение ее в производстве улучшит качество продукции, сократит затраты — времени, материалов, денег. Но по каким–то причинам ноу–хау не используется. Очевидно, надо устранить эти причины. Но для начала надо их распознать. Приведем пример двух предприятий, продукция которых могла бы облегчить жизнь строителей и дорожников, а также потребителей их услуг, уменьшить стоимость жилья, увеличить прочность, долговечность конструкций...

Ситуация, которую сложно объяснить с точки зрения рациональной экономики. Представьте себе, что есть некая полезная разработка. Применение ее в производстве улучшит качество продукции, сократит затраты — времени, материалов, денег. Но по каким–то причинам ноу–хау не используется. Очевидно, надо устранить эти причины. Но для начала надо их распознать. Приведем пример двух предприятий, продукция которых могла бы облегчить жизнь строителей и дорожников, а также потребителей их услуг, уменьшить стоимость жилья, увеличить прочность, долговечность конструкций... Но почему–то находит применение в основном за границей.


Всеми фибрами


Два года назад на Белорусском металлургическом заводе начали производить стальную фибру. В готовом виде она выглядит как нарубленная кусками проволока. Предназначена для добавления в цементный раствор. Работает по принципу обычной металлической арматуры, но имеет ряд преимуществ. Пользуется большим спросом у строителей и производителей бетонных изделий. В основном — у иностранных.


Немного скучной теории. Все представляют, как выглядит традиционный железобетон: стальные прутья (или сетка) залиты цементным раствором. Цемент хорошо держит нагрузку на сжатие, металл — на растяжение. В совокупности получается довольно прочный материал. Альтернатив ему не было, пока не придумали фибру. Выяснилось, что один процент металлических «волосков», размешанных в цементе, в шесть раз повышает его сопротивляемость растяжению. А раз увеличилась прочность, значит, можно снизить расход цемента, вес конструкций. Отказ от арматуры упрощает работу, дает по меньшей мере двойную экономию времени, на четверть уменьшается материалоемкость...


В мире этот материал давно признан. Резонно было рассчитывать, что открытие производства в Жлобине послужит толчком для внедрения новой «присадки» и у нас. Скажется на эффективности всего строительного комплекса. Не сказалось. В мае — спустя полтора года после начала производства — доля продаж фибры внутри страны составляла 5 процентов. Строители тогда объясняли свое прохладное отношение к ней отсутствием в стране нормативов по использованию сталефибробетона.


Примечательно, что как раз у БМЗ проблем со сбытом фибры нет — со свистом уходит на экспорт. При всем этом прошлой весной жлобинские металлурги целенаправленно собрали по всей стране проектировщиков, строителей, производителей стройматериалов. Провели для них семинар, посвященный фибре. Заводчане показали производство, выдали образцы. Уже в следующем месяце «внутренняя» доля продаж увеличилась почти вчетверо. По итогам ноября составила 21 процент. При этом на БМЗ по–прежнему не считают, что эта доля соответствует реальной потребности нашего стройкомплекса.


Бетонные аргументы


Переписываю номера всех «железобетонных» предприятий Гомельской области, которые нашлись у телефонной бизнес–справки. Вопросов у меня всего два: «Применяете ли фибру?» и «Почему?»


Ответы не отличаются разнообразием.


— А это что? — простодушно интересуются на одном предприятии. Услышав мои сбивчивые объяснения, искренне восхищаются: — Ух ты!.. Нет, не применяем.


— Почему не используем?.. — задумчиво переспрашивают на другом заводе. И после короткого совещания в сторону от трубки сообщают: — Тут никто не в курсе.


Только в одной государственной фирме вспомнили, что как–то израсходовали несколько коробок фибры и больше к ней не возвращались — не было необходимости.


Главный инженер одного из крупнейших предприятий — производителей ЖБИ в области высказался более определенно:


— Мы производим «серийную» продукцию, работаем по чертежам, которые предоставляет проектный институт. И если там предусмотрена сетка, то какая может быть фибра?..


Сменить привычную «серию» у производителей ЖБИ желания не возникает. Даже с учетом того, что за два года ситуация с нормативами улучшилась, фибра «узаконена». Многие строители тоже не видят для себя прямой выгоды в использовании фибробетона. Отсылают к проектировщикам, которые «закладывают» в проекты привычный железобетон. Так и работают, ссылаясь друг на друга.


Показательная история


История с полотном светлогорского производственного объединения «Химволокно» несколько иная. Но тоже показательная.


В начале года в Светлогорске начали выпускать современные материалы «Акваспан» и «Спанбел». Это разновидности нетканого полотна, которые имеют по меньшей мере с десяток вариантов применения. Можно делать гигиенические салфетки, одноразовую одежду, хирургические комплекты, использовать в фильтрах, ландшафтном дизайне. Но одна из наиболее масштабных сфер использования — строительство дорог. Полотно может применяться при создании «подушек» для дорожных насыпей, повышая их долговечность. Это обычная практика, новостью для дорожников она не является. Однако при строительстве и ремонте наших дорог светлогорское полотно практически не используется. Используется импортное. Зато «Спанбел» покупают россияне...


Начальник управления маркетинга Татьяна Горина объяснила, в чем фокус:


— В нормативной документации по строительству дорог с давних пор фигурирует полотно другого типа. Нас там пока нет. Соответственно и применять нашу продукцию дорожники не могут.


В Светлогорске говорят, что по качеству нетканых материалов «вплотную приблизились» к импортным аналогам, по прочности — превзошли, цена вполне выгодная.


Конечно, потребители имеют право на собственные предпочтения, основанные на конкретных свойствах конкретных материалов. Проблема в том, что по «Спанбелу» и «Акваспану» сформировать такие предпочтения затруднительно, поскольку эти материалы изначально не «забиты» в нормативы. А значит, применять нельзя, сравнивать нечего и говорить не о чем. Спокойнее использовать привычное американское полотно.


И таких примеров по стране наберется немало. Но афишировать их не любят. В том числе сами производители. Руководители привыкли решать вопросы «в рабочем порядке». Годами решают...


Комментарий


Юрий Лукашевич, пресс–секретарь Государственного комитета по науке и технологиям:


— Общими причинами того, что полезные разработки внедряются недостаточно активно, часто являются инертность руководителей, бюрократические сложности, недостаточно оперативное развитие нормативной базы. Как раз сейчас завершается разработка государственной программы инновационного развития на ближайшие 5 лет. В ней мы постарались учесть эту проблему, сделать все, чтобы разрыв между новациями и их практическим применением был сведен к минимуму.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter