Призрак драмы

Провинциальный театр – это хронический дефицит всего, кроме энтузиазма
Провинциальный театр – это хронический дефицит всего, кроме энтузиазма

Когда Могилевский областной театр драмы и комедии им. В.Дунина–Марцинкевича в очередной раз остался без директора, кое–кто снова вспомнил, что построен–то «храм Мельпомены» в крайне «нехорошем месте» — на территории бывшего кладбища. Да и опять–таки подмостки рядом с церковью, вздыхали актеры... Действительно, когда власть в театре меняется чуть ли не ежегодно (а периоды «безвластия» становятся все продолжительнее), невольно начнешь верить в приметы и предполагать происки «иных» сил. Ни один директор еще не ушел отсюда по доброй воле, с почестями и уважением...

Говорят, у каждого театра имеется свой персональный призрак. Этакий дух сцены. Безжалостно мстящий этим стенам и людям, когда театр забывает о своем предназначении. Об искусстве. «Вдохновение артистов и суеверие директоров», — так обозначил это виртуальное Нечто Гастон Леру, наделивший в своем знаменитом романе плотью старинную легенду парижской Оперы. Как правило, «роль» призрака отводится вполне реально существовавшим некогда фанатикам сцены, для кого конкретные подмостки стали судьбой... Через Бобруйск (а именно там находится Могилевский областной театр) прошло немало достойных актеров и режиссеров, многих из них наверняка еще назовут легендарными. Для некоторых — Геннадия Давыдько, Тамары Мироновой, Виталия Барковского — сцена имени Дунина–Марцинкевича была лишь стартовой площадкой, но для многих, очень многих и не менее талантливых бобруйский театр стал счастьем и несчастьем, галерой, приковавшей к себе намертво. Имена этих людей неизвестны в столице, но в Бобруйске о них нередко вспоминают... Конечно, искать призрак среди них — недостойное занятие, но откуда же столько бед на голову... простите, на крышу этого театра? И я взяла билет на поезд, следующий до Бобруйска.

Пожалуй, все проблемы, с которыми только может столкнуться провинциальный театр, сконцентрировались здесь. Хронический дефицит всего (театру не хватает средств, актеров, внимания публики, достойного репертуара, конкуренции — абсолютно всего), зато конфликтов, подчас приводящих служителей Мельпомены даже в залы суда, — в избытке. Кстати, когда–то не было в городе места популярнее здешнего театра музкомедии... Но лет 30 назад бобруйскую оперетту перевели в Минск, а публике (видимо, в качестве компенсации) отгрохали новый драмтеатр почти на 700 мест с невиданной для провинциальных подмостков роскошью — мобильным кругом в центре сцены. Воплощенную мечту режиссеров, идеальное место для театральных фестивалей... Но единственный фестиваль национальной драматургии заглох здесь давно и уже как будто необратимо.

«Зритель у нас сложный, ленивый», — утверждает местная администрация. А чего хочет «ленивый зритель»? Отдохнуть, расслабиться, а если еще и «поржать» от души — так вообще замечательно. Афиша формируется соответственно его вкусам. И делается это по газетам: немного, знаете ли, найдется мест, где так пристально следят за столичными театральными новинками. А после выбирается самый кассовый спектакль, подтвердивший свой коммерческий успех, и воплощается на бобруйской сцене. Всякая уважающая себя минская критикесса брезгливо поморщит носик при одном взгляде на местный репертуар, но абсолютно все то же самое с успехом (!) идет в столице. Причем не один сезон. И «Детектор лжи», и «Любовь в стиле барокко», и «Утешитель вдов»... Но минские театры могут позволить себе взирать на критиков свысока (поскольку «в активе» — репутация, прежние заслуги и многообещающие планы на будущее), а этот храм Мельпомены — беззащитен. И спрос с него, безнадежно убыточного, у чиновников строже. А потенциальных зрителей у этого «заведения культуры» меньше в разы — если в столице шестой показ спектакля все еще считается премьерой, здесь такой можно благополучно списывать «в утиль»...

Михаил Клеменюк, ответственный за работу со зрителем (и еще несколько дней назад исполнявший обязанности директора), служит в бобруйском театре без малого 30 лет. И помнит «золотые времена» Могилевского областного театра им. Дунина–Марцинкевича. Когда в зале были аншлаги, а за репертуар не приходилось краснеть. В начале 1980–х очередным режиссером здесь трудился Барковский. Заслуженный театральный революционер, склонный к экспериментам, способный шокировать. На бобруйской сцене шли спектакли–откровения того времени — «Завтра была война», «Васса Железнова», «Смотрите, кто пришел». В Бобруйск потянулась даже публика из Минска... К слову, окраинный минский театр «Дзе–Я?», не понаслышке знакомый с проблемами провинциальных подмостков, также знавал времена зрительской востребованности. Тогда там царил будоражащий и неоднозначный Николай Трухан. Увы, сегодня Новый драматический театр (бывший «Дзе–Я?») весьма зауряден... А еще был Юозас Мельтинис, снискавший репутацию «неудобного» режиссера, в чей театр в крохотном Паневежисе (литовский городок вдвое меньше Бобруйска) ломилась даже хронически пресыщенная московская публика... Господа, не кажется ли вам, в конце концов, что провинциальность театра не объясняется географическим положением его подмостков?

Местные актеры уж точно заслуживают лучшей участи. Многие из них могли бы составить конкуренцию столичным звездам. А об их вокальных способностях чуть ли не легенды слагают: например, рассказывают, как композитор Олег Залетнев проиграл пари режиссеру Николаю Динову, предложив использовать в своем мюзикле пленку, записанную при участии профессиональных певцов. А позже перепутал «живое» пение хора бобруйских актеров с собственной фонограммой...

На улицу местных служителей Мельпомены вот–вот прибудет, образно говоря, «грузовик с пряниками». В нынешнем году, согласно программе реконструкции и переоснащения государственных театров Беларуси, Могилевский областной театр драмы и комедии глобально отремонтируют — как внутри, так и снаружи. Оснастят новым звуковым и световым оборудованием. Будет решаться жилищный вопрос творческих работников... Более того, у Министерства культуры и областного управления культуры уже имеется перспективный план выведения бобруйского театра из затянувшегося творческого кризиса. Одна из идей — совместные постановки с участием актеров Купаловского театра. А буквально на днях здесь появился новый директор. Вадиму Щербичу нет еще и 30 лет, он энергичен и полон собственных творческих замыслов. Областное начальство и, в частности, начальник управления культуры Могилевского облисполкома Анатолий Синковец возлагают на него большие надежды, аргументируя свой оптимизм тем фактом, что при участии Щербича в Бобруйске создавался колледж искусств. Актеры к новому директору присматриваются пока осторожно (их можно понять), но помочь ему обещают. Следующий этап по плану — поиск художественного руководителя. Как правило, именно этот человек вернее всех прочих способен спасти театр. Или погубить...

Актуальный вопрос

А нужен ли провинции профессиональный театр?

— Необходим! — считает заслуженный артист Беларуси, депутат Палаты представителей Национального собрания Геннадий Давыдько. — Как известно, столицу питает провинция. Это наши корни, почва, истоки. Поэтому так важно всячески поддерживать, пестовать, любить и уважать провинциальный театр... Кстати, провинциалы очень требовательно относятся к своим театрам, артистам, хотят гордиться ими. Им не из чего выбирать, поэтому то, что есть, должно быть высочайшего качества.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter