Призрак досуга

Не заметить Дом культуры в агрогородке Заямное  невозможно. Уж очень бросается в глаза: обгоревшее, полуразрушенное здание с густыми зарослями внутри...

Что должно быть в агрогородке


- водоснабжение (холодное и горячее);
- газ;
- улицы с твердым дорожным покрытием;
- сеть дорог, связывающих его с соседними населенными пунктами в зоне обслуживания;
- транспортное сообщение с районными и областным центрами;
- мобильная и стационарная телефонная связь;
- организации потребительской кооперации торговые и закупочные;
- филиалы районных предприятий ЖКХ;
- структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;
- детсады и школы;
- спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;
- амбулатории врача общей практики;
- пожарные аварийно–спасательные депо и посты;
- объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);
- учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т.д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;
- юридические услуги населению, включая нотариальные.


Не заметить Дом культуры в агрогородке Заямное  невозможно. Уж очень бросается в глаза: обгоревшее, полуразрушенное здание с густыми зарослями внутри. Стоит так пятый год. Нехорошо. Но удивляет местных жителей другое: клуба фактически нет, а директор имеется. Более того, регулярно ей доводят планы культурно–массовых мероприятий и оказания платных услуг населению. Не может быть? Тоже не поверила, решила посмотреть.


Несчастный случай


«24 марта 2007 года сразу после полуночи в деревне Заямное Столбцовского района произошел пожар в одноэтажном кирпичном здании сельского клуба. Огнем полностью уничтожена крыша. Пострадавших нет. Предполагаемая причина пожара — нарушение правил эксплуатации печного отопления». Эту сводку нашла в архивах Министерства по чрезвычайным ситуациям. А вот это же событие глазами очевидцев.


От треска горящего шифера в ту ночь проснулись многие. Сбежавшиеся зеваки снимали пламя на мобильные телефоны, пожарные тем временем заливали пылающее здание из брандспойтов. Тщетно! От местного оплота культуры остались лишь воспоминания. Пятидесятилетний Геннадий прокручивает в голове картинки из молодости:


— Каждую субботу — дискотека, не протолкнуться. А уже будучи людьми семейными, ходили в кино. Жена очень любила индийские фильмы. Их, кажется, показывали по четвергам. Был здесь и свой коллектив художественной самодеятельности. Женщины душевно пели, выезжали с концертами в соседние деревни. А порой и у себя гостей принимали. Дети из местного танцевального ансамбля иногда репетировали на этой сцене. А мои дочери — Таня и Настя — еще застали массовые дискотеки. Из соседних деревень приезжала молодежь. Веселее как–то было. Жизнь бурлила!


Шутка ли, был клуб, и вот его не стало. Все выгорело дотла. Лишь библиотека практически не пострадала. Но этот несчастный случай многим дал надежду: теперь уж новому клубу точно быть!


Пыль да туман


— Правильно, что фотографируете! — увидев меня, фотографирующей руины, подошла средних лет женщина. Из местных. Познакомились — Елена Сошко. — Может, хоть кто–то обратит внимание. Директора клуба жалко: то в маленькой комнатушке в здании хозяйства ютилась вместе с библиотекарем, то в соседней деревне «квартировала», теперь вот в городском центре культуры разместилась...


Елена выглядела очень расстроенной, рассказывая про все это. Я ее поняла.


А как вам такой казус: от клуба, у которого нет ни костюмов, ни аппаратуры, ни стен (!), каждый год требуют выполнения плана оказания платных услуг.


— На миллион рублей в этом году, столько же — в прошлом, — уверенно зачитывает цифры экономист районного отдела культуры Алла Бавдей.


По логике, эту историю должны были рассказывать не деревенские жители, а директор клуба Людмила Пархимович. Но та вежливо отказалась от комментариев. Да что говорить, все и так ясно. Непонятно только, когда решатся культурные проблемы агрогородка Заямное. В поисках ответа я зашла в офис местной власти. Офис как офис, памятники, портреты... «наглядная агитация». Ответ начальника отдела культуры райисполкома Елены Судник на мой вопрос был довольно сдержанным:


— Разработана проектно–сметная документация по реконструкции здания. Работы планируем начать в 2012 году. Если ничего не изменится.


Местные, впрочем, лишь ухмыляются: о ремонте 6 лет назад говорил и бывший начальник отдела культуры. Клуб тогда был целехонек, правда, закрыт по техническим причинам. Обещали, например, большой танцпол, актовый зал на 120 мест... Не поменялось ничего.


Направо пойдешь...


Думаю, что сгоревший клуб — это, наверное, все–таки вопрос второстепенный. А вот размышления на тему, где разумно проводить свободное время молодежи Заямного, куда важнее. Телевизор и интернет — это будни. А дискотека? А кино? Елена Судник уверена: отдыхать ребятам есть где — «до города рукой подать — всего 5 километров». Проверим.


Вечереет. Последний автобус в Столбцы отходит около 6 вечера. Дискотека начинается на три–четыре часа позже. Поехать на велосипеде? А куда его потом денешь? Еще украдут. Ловить попутку? Чревато последствиями. Остается пешком. Только путь лежит мимо двух кладбищ. Жутковато! Ехать в райцентр окончательно разубедил отдыхающий на каникулах дома второкурсник Алексей. Мол, «чужакам» в Столбцах рады далеко не всегда: были прецеденты. Еще варианты? В 13 километрах есть крохотный деревянный клуб в деревне Слобода. Впрочем, ему скорее подходит определение «комнатушка». Молва донесла: там сегодня дискотека в стиле ретро. «Самоцветы», Юрий Антонов, хоть и в современной обработке... Кому–то, дело понятное, нравится, мне же хочется повеселиться под что–нибудь более современное.


Изучаю карту района. Старый Свержень, Шашки, Деревная... Танцплощадки там впечатляют, только чтобы до них добраться, нужно заплатить таксистам от 30 до 100 тысяч. И это только в одну сторону... Похоже, найти альтернативу по карману далеко не всем.


Стою одна у ресторана


Что же получается: несмотря на то что Заямное уже второй год считается агрогородком — центром, куда по задумке должна тянуться молодежь, организованного досуга у заямновцев как такового нет. Скоротать вечерок молодежь собирается у местных магазинов и кафешек. Их стеллажи и меню пестрят винно–водочным разнообразием. Местный участковый Виктор Лисовский тем не менее обстановку с употреблением горячительных напитков напряженной не считает:


— На учет поставлена только одна несовершеннолетняя. Распивала пиво в общественном месте...


Это радует. Но как же насчет клуба? Не вдохновляют молодежь развалины. Хотя бы разобрали их, чтобы никому глаза не мозолили. Своими размышлениями я поделилась с заместителем председателя Минского облисполкома Виктором Щетько.


— Все дело упирается в финансы... Хотя, конечно, у агрогородков есть определенные стандарты, которым они должны соответствовать.


Почему не соответствует? И кто будет решать проблему? Оказывается, у руководства местного хозяйства ЧУП «Профиагроцентр» на этот счет полно идей. Вот что мне сказал Алексей Иодко:


— Совсем скоро здесь откроется кафе. Думаю, молодежи понравится — дизайнер, которого мы приглашали, хорошо поработал. Танцпол, правда, не предусмотрен, зато по выходным — живая музыка. Будет возможность проводить различные мероприятия: свадьбы, банкеты. А зимой возьмемся за бильярд и гостиницу на 80 мест.


На этом пока ставлю точку. Только думается мне, что дело не только в названии. Слово «агрогородок», конечно, новое, красивое, но чем оно отличается от старых слов?..


Татьяна ГРИГОРОВИЧ, «СБ».
Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter