Призрак дефолта

Стабфонд как заложник корпоративной задолженности

Проблема корпоративной задолженности российских бизнес-структур переходит из разряда обсуждаемых специалистами в разряд обсуждаемых публично.

Так, на днях первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев сообщил, что темпы роста корпоративного долга «вызывают обеспокоенность», а на предложение главы комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника ограничить масштабы внешних заимствований объемом золотовалютных запасов ЦБ ответил, что это невозможно, поскольку данный показатель «подсчитывается постфактум». То есть вопрос был поднят, но не решен.
Между тем в Евросоюзе давно принят и действует так называемый «Маастрихтский стандарт», согласно которому пороговыми значениями для экономической безопасности являются: 30% к ВВП – по государственному долгу и 30% к ВВП – по корпоративному. То есть уровень долговой нагрузки ставится в зависимость не от второстепенных (размеры золотовалютных резервов), а от фундаментальных, базовых (ВВП) экономических показателей. Так стоит ли нам заново «изобретать велосипед» или можно использовать уже имеющийся опыт стран с развитой рыночной экономикой? Думаю, ответ здесь очевиден. А учитывая, что российская экономика, в силу своего «сырьевого крена», ограниченности и дисбаланса внутреннего рынка, в том числе потребительского, имеет гораздо меньше «встроенных стабилизаторов», чем национальная экономика стран ЕС, и потому подвержена гораздо более высоким рискам, мы должны принять даже более жесткие стандарты экономической безопасности. Какими они могут быть в нынешней ситуации?
Прежде всего мы должны отметить, что за последние годы в России шли два разнонаправленных процесса: сокращение государственного и накопление корпоративного долга. Причем второй процесс шел гораздо более быстрыми темпами, чем первый. С января 2001-го по январь 2007 года суммарный внешний долг страны вырос более чем на 60%. За этот период государственный долг уменьшился примерно на $82 млрд США. Одновременно долг банковского сектора вырос на $69 млрд, а предприятий – на $114 млрд. Значит, за этот срок долг РФ вырос примерно на $101 млрд. За 2006 год совокупная корпоративная задолженность РФ (внешняя и внутренняя) выросла на $53 млрд – до $309,7 млрд. При этом долг частного сектора нерезидентам, по данным Центробанка, за тот же период возрос почти в 7 раз, с $31,4 млрд до $209,2 млрд.
Учитывая, что, по итогам 2006 года, ВВП России составил 26781,1 млрд рублей, или примерно $1,1 трлн, совокупная корпоративная задолженность РФ уже сегодня вплотную приблизилась к «маастрихтскому» порогу экономической безопасности. Хотя собственно государственный долг РФ вроде бы далек от критической планки, составляя (на 1 января 2007 г.) всего лишь примерно 12% ВВП (1,028 трлн рублей по внутренней составляющей и $91 млрд – по внешней).
Вывод из вышеизложенного таков: Российская Федерация вплотную подошла к грани нового национального дефолта, а к 2009 году он, при сохранении нынешних тенденций в сфере корпоративных заимствований, окажется просто неизбежным. То, что на этот раз дефолт затронет обязательства не государства, как в 1998 году, а корпораций, сути дела не меняет. Более того, вероятное банкротство десяти российских «естественных монополий», включая «Газпром», «Роснефть» и Сбербанк, потянет за собой крах сотен предприятий-смежников, а также всей банковской системы страны. И если дефолт 1998 года привел к «импортозамещающему» росту реального сектора российской экономики, то пока еще виртуальный «дефолт-2» нанесет по нему сокрушительный удар и вызовет куда большие социальные потрясения.
«Простым» переводом корпоративной задолженности снова в государственную в этой ситуации обойтись не удастся. На мой взгляд, уже сегодня необходимо жестко «заморозить» внешние заимствования российских бизнес-структур и государства на нынешнем уровне – около 40% ВВП, провести реструктуризацию корпоративных долгов до уровня 20% ВВП за счет резервов Минфина (Стабфонд) и ЦБ. И создать наконец финансовые механизмы государственного кредитования «большого бизнеса», как это делается во всех развитых странах современного мира.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter