Обзор телепремьер с Валентином Пепеляевым

Призрак дедушки Фрейда

«Я из Одессы, здрасьте!» — Психоанализ, Карл! — Литовский курьер — Киношное закулисье

Одаренный актер и режиссер Николай Губенко скромно отметил 75–летие. Не было ни лимузинов, ни воздушных шаров, ни ростовых кукол. Телеканалы показали новый выпуск программы «Острова», ток–шоу «Линия жизни», сатирическую ленту режиссера «Из жизни отдыхающих» о советской интеллигенции периода застоя. Губенко родился в 1941 году в катакомбах Одессы во время бомбежки. Его мать, по одной из версий, покончила с собой, актер воспитывался в интернате. Детство будущего актера можно увидеть в щемящей полуавтобиографической ленте «Подранки». Во ВГИК на экзамен к Сергею Герасимову Губенко заявился на экзамен с гитаркой и блатными одесскими песнями. Герасимов талантливого паренька в студенты взял, но поставил условие: избавиться за полгода от одесского акцента. Губенко задачу выполнил. И вскоре в заправском московском франте никто не мог угадать одессита.

Николай Николаевич принимал самое активное участие в расколе Театра на Таганке, выступая против Юрия Любимова, был министром культуры СССР, участвовал в многочисленных дискуссиях 90–х в духе «Как нам обустроить Россию». Но сегодня, кажется, устранился от политики. По–прежнему выходит на театральную сцену: играет в спектакле Сергея Соловьева «Чайка» в своем театре «Содружество актеров Таганки». Тут в роли писателя–беллетриста он эффектно курит сигару, обволакивает цитатами молодую актрису, играющую Нину Заречную. Удочка и летняя дачная шляпа Губенко к лицу.

Цикл программ «Тайны души. Архетип. Невроз. Либидо» проливает свет на неизвестные страницы личной жизни многих известных психиатров и психотерапевтов. Он словно бы поставил неожиданный вопрос: должен ли тот, кто умеет врачевать чужие душевные травмы, сам быть здоров? Карл Густав Юнг, например, часто мучился галлюцинациями, а его насыщенные символами сны носили пророческий характер. Именно во сне он увидел надвигающуюся на Европу Первую мировую войну. Выдвинув теорию существования коллективного бессознательного, доктор Юнг как будто бы стал первой добровольной «жертвой», испытав ее воздействие на себе. Воздействие это можно обозначить народной мудростью: «Не буди лихо, пока тихо». Сознание швейцарского врача захлестнули те самые прообразы первобытного мира, про которые он первый дотумкал.

Другой врач — австриец Альфред Адлер, считавшийся учеником Зигмунда Фрейда, в какой–то момент рассорился с учителем на всю жизнь. Слишком принципиальными были различия в их теориях. Фрейд считал, что в основе всех человеческих поступков лежит эротическая подоплека, комплексы. Адлер полагал: человек управляем целями. Любопытно, что раскручен и знаменит оказался все же именно Фрейд.

«В жизни я не очень свободный человек, меня сковывают комплексы, освобождаюсь только на сцене», — словно бы в подтверждение его теории признается литовский актер Регимантас Адомайтис. Многих прибалтийских артистов старшего поколения мы до сих пор воспринимаем как своих. И Адомайтис — не исключение.

С годами он стал более критично относиться к своей профессии: «Нет бы что–нибудь серьезное сделать в политике или науке». Из любви к французскому шансону, творчеству Ива Монтана и Эдит Пиаф Адомайтис изучал французский язык. Прочел много книг по психологии и философии, хотя актеру лишние знания только мешают. Каждого своего персонажа, даже авантюристов и прохиндеев, он всегда старался оправдать. Находить в кино мотивацию поступков персонажа ему всегда было интереснее, чем видеть конечный результат на экране. В семейной жизни актер был счастлив — его супругой стала партнерша по фильму «Никто не хотел умирать» актриса Эугения Байорите, ушедшая из жизни в 2011 году. А в следующем году актер отметит 80–летие. Переплавить все свои комплексы в творчество, превратить минусы в плюсы учит пример Адомайтиса.

На телеканале «Культура» продолжился цикл «Кино о кино», рассказывающий о работе над культовыми картинами советского периода. Выпуск «Исправленному не верить» рассказал о многострадальной картине Марлена Хуциева «Застава Ильича», которая вышла на экраны», выпуск «Тихие зори Станислава Ростоцкого» о создателе картины «А зори здесь тихие...». Посмотрев их, в очередной раз стоит признать: серьезные замыслы никогда не воплощаются быстро и гладко.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (25045). Пятница, 26 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter