Призрачно всё в этом мире торгующем

Даже качественная сельхозпродукция не гарантирована от проблем со сбытом
СОВРЕМЕННОГО покупателя не обманешь: прежде чем положить продукт в свою корзинку, он внимательно изучает его состав и придирчиво — цену. Яркая реклама и красочная упаковка могут привлечь лишь однажды. Единожды соблазнившись яркой невкусной «пустышкой», второй раз потребитель не захочет ее покупать. Но даже качественная сельхозпродукция не гарантирована от проблем со сбытом. Конкуренция растет в геометрической прогрессии. 

Подтверждение тому – экспорт белорусских продуктов питания и другой сельхозпродукции на традиционный российский рынок. Кстати, партнерский. Казалось бы, за первое полугодие экспорт мясной продукции вырос до 160,9 тысячи тонн, или на 1,6 процента, молочной продукции — на 21 процент – до 1,8 миллиона тонн. Однако в денежном выражении объем экспорта продовольствия сократился до 1,515 миллиарда долларов, или на 48,5 процента. Огромные потери – почти наполовину. 

Во-первых, Россия сама наращивает сельхозпроизводство. По свинине она  уже обеспечивает внутренний рынок на 90 процентов, мясу птицы – все 100. Остается ниша  говядины и молока. Во-вторых, падает покупательский спрос. Даже на качественные белорусские продукты питания. Уже не спасает и сухое молоко, которое до недавних пор шло на ура! Причем на многих других рынках. Например, мы продаем сухое молоко по 2,3 доллара за килограмм, а в Казахстане просят не выше 1,8. 

О серьезном ужесточении конкуренции по цене и качеству постоянно напоминает и предупреждает наших сельхозпроизводителей министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. И чего действительно стоит сегодня побаиваться, так это ВТО, считает он. 

Беларусь входит в число 20 стран, которые сейчас ведут переговоры о вступлении в организацию,  наши партнеры по ЕАЭС уже являются ее членами. Россия присоединилась в 2012 году, Казахстан после 20-летних переговоров де-факто вступил в июне. Назарбаев в обращении к нации назвал это событие историческим, поскольку «все крупные экономики мира признали Казахстан как страну с благоприятным инвестиционным климатом». Но за ширмой красивых слов стоят немалые проблемы. 

Члены ЕАЭС не разделяют оптимизма Назарбаева. Президент нашей страны уверен, что членство Казахстана в ВТО создает реальную проблему для остальных стран — членов Евразийского союза. Ведь  там понизили пошлины так, что дешевая продукция третьих стран  может хлынуть на российский и белорусский рынки,  почти все наши промышленные предприятия попадают под такого плана удар.

В России так же признают, что членство Казахстана в ВТО создаст новые препятствия для сельхозпроизводства и бизнеса всех пяти стран. 

Вообще, вокруг ВТО споры не утихают. Одни считают эту организацию некой панацеей, другие – жупелом для неподготовленных экономик. Понятно одно,  ВТО  — не санаторий и не панацея для решения всех проблем. В первую очередь – это усиление конкуренции для производителя, расталкивание локтями на торговых полках, новые вызовы и риски. К примеру, вы много видели иностранной «молочки» в Беларуси? Наш рынок защищен. Пока. Ведь Беларусь так же готовится к вступлению во всемирный торговый клуб. И, вступив в него, мы просто будем вынуждены открыть свои рынки. В том числе и для чужой «молочки». 

Представьте, некую страну со средней экономикой. Ее законы грамотно жестки и не дают наваривать  сверхприбыли разным транснациональным корпорациям, которых экономисты называют мировым инвестором и которые  ищут пути и лазейки для продвижения своей продукции. Вот и ВТО – один из путей этих самых ТНК. Все страны, метящие в ВТО, обязаны выполнять ее правила, которые  открывают ТНК доступ к любой стране. Вы знаете, сколько в 1996 году в Польше было хозяйств, которые содержали коров? Один миллион двести тысяч! А сегодня – 350 тысяч!

Есть вполне обоснованные опасения, что при полноправном участии в торговых отношениях в рамках ВТО  белорусским аграриям будет очень сложно конкурировать со своими коллегами, которые будут завозить товары на наш рынок с минимальными таможенными пошлинами или вообще без таковых. 

Союзники по ЕАЭС уже опасаются, что из-за более либерального казахстанского режима дешевые импортные товары и продукция хлынут на территорию всей евразийской «пятерки». Всего в рамках ЕАЭС установлено 11 тысяч товарных позиций, при этом у Казахстана таможенные ставки отличаются от ставок ВТО и Евразийского союза примерно по 3 тысячам товаров. То есть более трети должны будут ввозиться в Казахстан по пониженным таможенным ставкам. Правда, на заседании высшего Евразийского экономического союза, прошедшем недавно в Астане, главы государств стран ЕАЭС подписали пакет документов по имплементации, то есть реализации в нормы ЕАЭС обязательств Казахстана при вступлении в ВТО.

Любой здравомыслящий человек понимает, что плюсы ВТО в большей степени обычные обещания, а остальное – мелкие привилегии. Преимущества ВТО – это лишь внешняя сторона, а все остальное и опасное остается  в глубокой тени. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter