Признаки пола

Весна. Просыпается природа, обновляются женщины...

Весна. Просыпается природа, обновляются женщины. Вспоминаю, как однажды Международный день солидарности нас, трудящихся (мне нравится его самое первое — на мой взгляд, самое говорящее название), застал в Праге. И — удивление! — мы с большим трудом отыскали ресторан со свободным столиком. Оказалось, что, несмотря на то что Международный женский день (таково его современное название) в Чехии не выходной, он — праздник: мужчины дарят цветы и говорят красивые слова. Хотя в большинстве ресторанов мы все же видели растянувшиеся по столам девичники: девушки всех возрастов с удовольствием праздновали день имени себя, любимых, активных, красивых и вообще. Я за них порадовалась: молодцы, что собираются и празднуют.


Женщинам, конечно, нужен свой праздник. Чтобы получать поздравления не по рабочему признаку — в День строителя, учителя или доярки — а просто так, по признаку половому: раз родилась женщиной, радуйся! Если 364 дня в году забываешь о том, что женщина — пол слабый (такое случается, когда приходится на скаку останавливать коней и вбегать в горящие избы), то есть единственный день, чтобы об этом вспомнить.


Признаться честно, я всегда была противницей праздников по половому признаку — многие годы мне казалось это неправильным, и цветы и поздравления я не принимала. Мне думалось, что быть строителем, учителем или дояркой гораздо важнее, чем быть просто женщиной. Ведь что такое «просто женщина»? Тихое, не слишком заметное создание, которое делит время между мужем, детьми и кухней, — ни тебе самовыражения, ни карьеры, ни честолюбия и достижений. Женщина, еще совсем недавно думала я, должна быть: 1) независимой, 2) работающей и способной содержать как минимум саму себя, а в идеале и своих детей,  3) если не вечно молодой, то всегда ухоженной, 4) имеющей собственные интересы и время на удовлетворение этих самых интересов. Список еще можно было бы продолжать, но я не буду, потому как незачем. Щелк — и в сознании что–то кардинально изменилось, и теперь мне кажется, что то был затянувшийся юношеский максимализм. Он был хорош на каком–то жизненном этапе, но все–таки лучше, что прошел (хотя юность могла бы и остаться).


Сама не понимаю, в какой момент, но со мной произошла (волшебная?) перемена. Нет, поймите меня правильно, я не отказываюсь от прежних ценностей: для меня по–прежнему важны независимость, способность содержать саму себя, посвящать время лицу, телу и душе. Но! Тут важно это самое «но». Теперь в моей системе ценностей появилась неожиданная — слабость. Теперь я допускаю, что женщина (и я в том числе) может оказаться слабой и даже (ужас! ужас!) беспомощной. Я легко признаюсь в том, что не разбираюсь в компьютерных системах — а зачем, если в них разбирается муж? Я не отстаиваю свои права на вождение автомобиля и никогда не сажусь за руль, если мы едем куда–то вместе с ним: зачем нервировать лишний раз? Он и так нервничает, когда я езжу без него. И когда я звоню ему, легко и безопасно (а как иначе, у меня большой водительский стаж) добравшись до места, меня это не унижает и не кажется излишним контролем — ведь муж действительно может волноваться, правда? А если волнуется, может, я ему действительно дорога? И эти забота и волнение мне приятны — и это не слабость. А если и слабость, то я ее не стыжусь.


Ценности на протяжении жизни меняются — и это нормально. От борьбы за свои социальные права женщины переходят к наслаждению своими естественными преимуществами — и это здорово. Мы ведь никогда не будем равными с мужчинами, и бороться за равноправие — дело заранее проигрышное (сейчас я рискую вызвать гнев феминисток, но я никогда не шла с ними одной дорогой). Мы умеем рожать, а мужчины нет — они ведь не борются за равноправие, правда? Я люблю смотреть женскую тяжелую атлетику не меньше, чем мужскую, хотя мне до сих пор это кажется не совсем естественным (да простит меня Анастасия Новикова!). Мне и сегодня кажется не совсем справедливым то, что в теннисе мужчины и женщины получают одинаковые призовые — несправедливым по отношению к мужчинам, которые проводят на корте куда больше рабочего времени. Но равные призовые — проявление политической корректности, в попрании которой меня сейчас легко уличить.


Вернее — можно было бы, не будь я женщиной. Но я — женщина, и это слабость моя и одновременно сила. Мне не стыдно показаться милой дурочкой, признаться в незнании «общеизвестных фактов», не стыдно струсить и проявить техническую безграмотность. Я — женщина, и за это мне многое прощается. Особенно тогда, когда я и сама научилась многое прощать.


Оказывается, без борьбы тоже есть жизнь. И она хороша и прекрасна. Оказывается, можно получать удовольствие от самых простых вещей, но научиться это делать — целая наука, на которую уходят годы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter