Признаки грядущего похолодания

О внешней политике России

Совет Безопасности ООН раскололся по сирийскому вопросу. Симптоматично, что резолюцию, осуждающую режим Башара Асада за жесткое подавление антиправительственных выступлений, подготовили западные державы, а провалили страны БРИКС, т.е. все лидеры развивающегося мира. При этом решающим был голос России. Желая избежать повторения ливийского сценария или по каким–то другим причинам, но тон российской внешней политики по отношению к западным инициативам стал жестче. По стечению обстоятельств это совпало с выдвижением Владимира Путина в качестве кандидата на пост президента...


Посол Соединенных Штатов при ООН Сьюзан Райс, когда были объявлены результаты голосования, не сдержалась. Не выбирая дипломатичных выражений, американский дипломат высшего ранга разразилась, как отмечают наблюдатели, самой гневной речью за все время своей работы в Нью–Йорке: «Речь не идет о военном вмешательстве, речь не о Ливии. Это дешевая уловка тех, кто предпочитает продавать оружие сирийскому режиму вместо того, чтобы поддержать сирийский народ!»


В одном с г–жой Райс точно следует согласиться: Сирия — это не Ливия, и внешнее вмешательство здесь может стать катастрофой для всего Ближнего Востока. Там и без того сейчас искрит...


Проект резолюции, представленный Францией, Великобританией, Германией и Португалией, содержал упоминание о «точечных мерах воздействия» на сирийский режим в ответ на репрессии. По данным правозащитных организаций, за полгода противостояния в Сирии погибли не менее 2,7 тысячи человек. Авторы текста отказались от использования слова «санкции», против которого возражали Россия и Китай. Однако им все равно не удалось перетащить на свою сторону Москву и Пекин.


Подспудно или прямо те, кто выступал против новой резолюции по Сирии, обращались к примеру Ливии. Решение Совбеза было использовано для того, чтобы НАТО фактически начало войну против режима Каддафи. Сегодня принято говорить, что Запад «обманул» Москву с ливийской резолюцией. Однако в России слишком серьезная дипломатическая школа, чтобы не просчитать последствия неосторожного слова, положенного на бумагу. Скорее уж Ливия просто была отдана на откуп французам и британцам.


Но Сирия — это совершенно другая история.


Это не только основной покупатель российского оружия (с Триполи, к слову, у российского ВПК тоже были миллиардные контракты), но и главный союзник России на Ближнем Востоке. Это тот самый инструмент, с помощью которого российская дипломатия играет в квартете по урегулированию ближневосточного конфликта. Ну и, наконец, в Москве считают, что война в Сирии — это гарантированные катаклизмы для всего региона.


Так, впрочем, считают не только в Москве.


The New York Times недавно писала о том, что США совместно с Турцией сейчас предметно рассматривают вероятность гражданской войны между алавитскими, друзскими, христианскими и суннитскими общинами в Сирии. До сих пор протесты в арабских странах носили внутренний характер, тогда как коллапс в Сирии может спровоцировать внешний взрыв, который отразится на Иране, Ливане, Иордании, Израиле и даже Ираке, считают аналитики ведущего американского издания.


И как бы в подтверждение этой версии израильская газета Haaretz со ссылкой на иранское агентство FARS приводит слова Асада о том, что Сирия нанесет удар по израильским городам и «спалит» Ближний Восток, если иностранные войска решат начать военную операцию...


Есть еще одна версия, почему американский посол сорвалась в ООН на Россию. «Возвращение» Путина спровоцировало истерику в американских СМИ, и практически все они в один голос предрекают похолодание российско–американских отношений. Российский премьер–министр уже дал понять, что его основным внешнеполитическим приоритетом будет интеграция постсоветского пространства, а насчет отношений с Западом он предельно ясно высказался еще в Мюнхене в 2007 году. Российское вето в Совбезе и возможный отказ от участия российского Президента в следующем саммите НАТО — пожалуй, это маячки, по которым можно определить контуры внешней политики России при новом старом главе государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter