Количество убитых во время терактов в праздники в XXI веке умножается кратно

Признаки безвременья

Количество убитых во время терактов в праздники в XI веке умножается кратно
Древние греки умудрялись во время Олимпийских игр не воевать, хотя бы локально и временно. Христианская Европа Средних веков, оставив в стороне бои за территории, короны, наследство и религиозную истину, все же знала периоды, когда пушки гремели меньше, войска уходили на зимние квартиры и приходило, скажем, Рождество. Уже ХХ век внес весомую лепту в то, чтобы разрушить традиции, и мир заговорил языком сплошных фронтов, нашествием механизированных чудищ и массовыми убийствами людей. Никто не считал необходимым прерывать кровавую сечу лишь потому, что в календаре какая–то дата выделена иным цветом. Но нынешний век шагнул еще дальше: праздники, в том числе христианские, считаются важным элементом достижения неких высших целей, и количество убитых во время террористических актов именно в праздники умножается кратно.


Надо сказать, что люди сами немало сделали для того, чтобы терроризм превратился в угрозу существования всех и каждого. Например, с маниакальным упорством стремились развенчать все и всякие идеалы, ценности. Монархические — потому что цари кровопийцы, иностранцы и «просто тупые». Просвещенческие — потому что просветительство не всесильно, возможности этой политики и практической деятельности ограничены, словом, образованность и культура ограничены местом и временем. Социалистические — потому что все мы пережили «эксперимент», и к тому же эксперимент явно утопический. Капиталистические — так как «олигархат», «награбили», создали стену между богатыми и бедными и т.д. Попробуйте назвать хотя бы одну идиологему, хотя бы одну идею, которая вышла из боя с антиподами пусть потрепанной, но целой. Религиозная идея? Но во что сегодня ее превратили — эта тема требует отдельного разговора. На этом фоне разрушения идеалов на протяжении жизни почти каждого поколения нет ничего странного в том, что многие активисты формируют собственные представления о должном, которое соответствует их представлению о настоящем и будущем, и легко находят тысячи адептов. Почему?

В частности, потому, что разрушение традиций, сложившихся стереотипов национального существования все время сопровождается, с одной стороны, кризисом этического стандарта а с другой — пониманием того разрыва, который существует между конкретной жизнью конкретного человека и потребительским идеалом современного общества. Мало кто говорит, например, о том, что у каждого свой путь (дао), утверждают обратное: о возможности социальных лифтов, благодаря которым ты можешь достигнуть небывалых высот. Скупо рассуждают о том, что вовсе не обязательно получать высшее образование для того, чтобы состояться в жизни, найти свое место, все больше слышим фразы о «равных возможностях», что сильно напоминает известный слоган про кухарку, которая может управлять государством. Но кухарка не сможет управлять государством, революционному матросу сложно руководить движением банковского капитала, рядовому солдату не под силу осуществлять стратегическое планирование военных операций.

Сегодня в обществе во многом царит растерянность. Вот, например, борьба с терроризмом. Что делать? Усилить ресурсы структур безопасности? Мобилизовать общественность? Закрыть границы? Наплевать на толерантность и дать ход проверенному национализму? Все это — в той или иной мере — делается и будет делаться. Вопрос, однако, в том, что общество будет бессильно перед террористическими угрозами до тех пор, пока не будут созданы принятые его абсолютным большинством стандарты поведения, жизни и деятельности.

Тотальный скепсис рождает тотальную войну. Тотальный прагматизм, как ни странно, тоже приводит к войнам. Почему «странно»? Да потому, что прагматики вроде бы должны понимать всю пагубность уничтожения себе подобных, хотя бы для сохранения нажитого непосильным трудом. Но ведь не осознают. Формируют цели вроде «всемирной империи», «мировой гегемонии», предполагая, что это осуществимо и имеет статус вечности. Как оказывается, нет, не имеет. Вся эта гегемония похожа на гигантский пресс, который подминает мир, но из всех щелей под давлением лезут не только технологические достижения и материальные, культурные богатства, но и то, что разрушает эту машину: новые луддиты, которые именуют себя по–разному. Впрочем, разве дело в названиях?

Почему–то прошло время мудрецов, моральных авторитетов, великих идеалистов. А жаль, что прошло. Если нет великих идеалистов, нет и объединяющих людей великих идей. Признак безвременья — вовсе не пустые прилавки магазинов и недовольные толпы людей. Признак безвременья — сытые убийцы, одушевленные исключительной идеей.

Советская Белоруссия № 249 (25131). Вторник, 27 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter