Признак опера: один день с сотрудником уголовного розыска

Признак опера

Смекалка, интуиция, умение разговаривать с людьми и слышать их — от этого во многом зависит успешная оперативная работа
Недавно мой рабочий день начался на час раньше, и не в редакции, а в Заводском РУВД Минска. По итогам минувшего года уголовный розыск этого района признан лучшим в стране, так что самое время познакомиться поближе с буднями оперативников и немного приподнять завесу над их профессиональными тайнами. Корреспондент «Республики» заступила на суточное дежурство вместе с оперуполномоченным уголовного розыска. 

С утра у сыщиков, как и у журналистов, проходят планерки, вот только мой «напарник», старший оперуполномоченный уголовного розыска Евгений, сегодня на таковую, видимо, не попадет. Едва мы с ним успеваем познакомиться и посмотреть друг на друга, как из дежурной части сообщают, что следственно-оперативной группе пора на выезд. 

У разбитого стекла

Светает. УАЗ с трудом протискивается мимо припаркованных во дворе машин и останавливается у одного из подъездов, где уже ждет мужчина средних лет. Широким жестом он указывает на свой «Мерседес» с разбитым задним стеклом. Внутри валяется бутылка из-под водки «Сваяк».

— Вышел утром к машине, чтобы на работу ехать, и вот… За что?! Она же тут не мешает никому, сигнализации нету! — возмущенному владельцу авто не хватает слов. 

Евгений внимательно рассматривает поврежденную машину, над которой уже колдует эксперт, затем переводит взгляд на окна 9-этажного дома. Понятно, что стеклянный снаряд прилетел сверху, вот только откуда?

По телефону Евгений советуется с местным участковым, кто из подъезда способен на такую диверсию, – коллега чаще общается с его неблагополучными обитателями. Названная им фамилия заставляет Евгения насторожиться: мужчина этот не раз судим, но сейчас должен находиться в СИЗО. А что скажут соседи? 

Звонок другу

В который раз убеждаюсь, что соседям известно многое. Шустрая говорливая бабушка рассказывает, что хозяин квартиры на пятом этаже сейчас действительно пребывает в следственном изоляторе. Но жилище его не пустует, там осталась пассия Михаила. Живет 30-летняя Анастасия весело, сама без сожителя не скучает и обитателям подъезда расслабиться не дает. Вот и накануне вечером собирала развеселую компанию, которая «гудела» допоздна. 

Вооруженные этими сведениями, поднимаемся на пятый этаж и звоним в дверь – долго, настойчиво. Сначала звуков жизни не улавливаем, затем за дверью слышится какое-то шуршание.

— Открывайте! – Евгений стучит кулаком. – Я знаю, вы дома!

Наконец со щелчком замка на пороге появляется невысокая, но крепкая заспанная дамочка. 

— У меня никого не было! – на все вопросы твердит она. – И меня тоже вчера вечером дома не было!

Сотрудники милиции в любой момент готовы отправиться на помощь.

По всей видимости, откровенничать барышня не собирается. Что же, зайдем с другой стороны… Компанейской даме приходится отправиться вместе с нами в городской отдел милиции. Пока она раздумывает над своим поведением в специальной комнате (не путать с камерой!), напарник развивает бурную деятельность, чтобы узнать, с кем Анастасия выпивала накануне. Оказывается, гуляли в квартире «сидельца» две подруги и двое мужчин – все люди в криминальном смысле достойные, неоднократно судимые. Побеседовав с каждым, Евгений удовлетворенно хмыкает: получается, именно Анастасия, не думая о последствиях, выбросила в форточку опустошенную бутылку из-под водки. Хорошо еще, что удар на себя приняла машина, а не голова какого-нибудь прохожего! 

— Может показаться странным, но с ранее судимыми проще работать! – замечает Евгений. – Как только они понимают, что нам надо узнать, сразу дают расклад. А вот «новички» все пытаются выкрутиться, все что-то придумывают, изобретают… 

Анастасия, хоть и на скамье подсудимых уже бывала, все еще юлит: заверяет, что бутылка из-под водки была объемом не 0,5 литра, а 0,7. Видимо, надеется, что созданная ею путаница в вещдоках и показаниях поможет выйти сухой из воды. Раз за разом она повторяет, что покупала большие бутылки, но Евгения не так просто сбить с толку. Звонок другу, в смысле, другу Анастасии, и вот из трубки на весь кабинет разносится: «Ты чо, дура? Какие 0,7, мы только пол-литровые брали!»

На этом «метательница» сдается. Подписав протокол допроса, она покидает кабинет.

— Скорее всего, в возбуждении уголовного дела после проверки будет отказано, — предполагает Евгений. – За хулиганство она понесет административную ответственность. Ну и ущерб, видимо, придется возместить.

Забавная парочка

Мы возвращаемся в Заводское РУВД, где прямо в фойе натыкаемся на забавную парочку. Высоченный лохматый мужичина, еще не вполне осознавший себя во времени и пространстве, испуганно смотрит на низкую, зато широкую тетеньку, которая настойчиво требует:

— Идем, говорю тебе! 

— Я его здесь подожду… — робко бормочет он.

— Куда ты подождешь?! Ему пять суток дали! – презрительно кривит рот дама.

Речь, видимо, идет о собутыльнике, которому «повезло» попасть под арест. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ


После коротких препирательств мужчина, сутулясь и косясь через плечо на строгую спутницу, покидает здание РУВД. Женщина следует чуть позади, крепко прижимая к груди сумку и не спуская с мужа подозрительного взгляда. 

В кабинете, едва добравшись до компьютера, Евгений начинает быстро что-то строчить – аж клавиатура стонет. Я тоже открываю блокнот, чтобы зафиксировать собственные впечатления. К нам заглядывает парень, которого Евгений рекомендует как лучшего оперативника. А он действительно неплох – угощает даму шоколадкой. Вот только насладиться ею я не успеваю: очередной звонок из дежурной части вновь отправляет нас на выезд.

По пьяной лавочке

По пути Евгений быстренько вводит меня в курс дела. Пьяный мужчина пинал ногами упавшего на улице собутыльника, таким образом пытаясь придать ему сил для дальнейшего движения, а услыхав замечание от пожилой дамы, набросился с кулаками и на нее. Дебошира задержали сотрудники Департамента охраны, избитого забрала «скорая», нам же надлежит опросить и отвезти в больницу для освидетельствования бабушку.

В тесной, но чистенькой хрущевке на Васнецова нас встречает ухоженная пожилая дама с хорошей стрижкой. Ни за что не дала бы ей 76 лет! Общее впечатление чуть портит лишь подпухшая щека, у которой хозяйка держит холодную примочку.
Метательница стеклянного снаряда знакомится с протоколом

— І нашто мы іх зачапілі? – сокрушается она. — Ды хай бы яны там пазабіваліся! Ніколі, ні разу мяне не білі, бацькі нават пальцам не кранулі – і во, на табе!

Затем ее гнев обрушивается на сотрудников милиции: 

— Стаяць, разгаварваюць з ім! Хай бы лепш палку ўзялі ды адхадзілі харашэнька!

Ехать в больницу на медицинское освидетельствование бабушка отказывается наотрез, ссылаясь на нервы, стресс и общее заболевание. Не отнимая платок от щеки, она рассказывает, как выбралась в магазин, а по пути встретила знакомую из соседнего дома и остановилась поболтать; как один из пьянчуг, проходивших мимо, внезапно обессилел и упал, а второй сначала требовал, чтобы тот поднимался, а потом стал бить его ногами по голове и в лицо. 

— Что ты делаешь? Ты же убьешь его! – не выдержали свидетельницы, после чего внимание пьяного агрессора переключилось на них.

Собеседницу бабушки он не тронул, хотя та стояла ближе, – возможно, потому, что та была моложе, выше и сильнее на вид. А вот сама она получила кулаком в лицо. Хорошо еще, что успела немного отстраниться, и удар пришелся по касательной. 

— А «скорая»? П’янага гэтага паднялі, у машыну павялі… Хоць бы хто спрасіў, можа, мне памагчы трэба!

— А вы говорили медикам, что вас ударили? – уточняет Евгений.

— Нічога я не гаварыла! – отмахивается потерпевшая. 

Патовая ситуация

Пока следователь вылавливает из потока жалоб и возмущений крупицы информации и записывает их, я потихоньку закипаю от возмущения. И, несмотря на твердое намерение ни во что не вмешиваться, не выдерживаю после очередной бабушкиной тирады о том, что все напрасно, что милиция этому хулигану ничего не сделает и в тюрьму не посадит:

— А за что его сажать? Медицинского освидетельствования потерпевшей нет, степени тяжести нанесенных побоев нет… 

Бабушка обижается, однако от поездки в больницу все равно отказывается. Ситуация патовая: ей очень хочется, чтобы негодяя наказали, однако предпринять для этого хоть какие-то действия она не намерена. 

Ухожу из этой квартиры с тягостными чувствами. Бабушку, конечно, жаль, но ее заведомо безнадежное отношение удручает. А ведь многие не хотят связываться с заявлениями, освидетельствованиями, показаниями и прочими скучными, но необходимыми для наказания злодеев вещами, а потом жалуются на бездействие милиционеров, не понимая, что сами же связывают им руки. 

Бодрый УАЗ без устали доставляет следственно-оперативную группу к местам происшествий

История о «ниндзя»

По пути к Наталье, свидетельнице избиения бабушки, Евгений рассказывает, что нападения на пожилых  людей в их районе, к счастью, редки. Вот разве что год назад на 92-летнего дедушку, который выбивал во дворе ковер, с воплем «Кто там ляпает!» налетел неизвестный в черном и в шапочке-маске. Он избил старика металлической трубой так, что того увезли в реанимацию, и… исчез.

— Пошел я поквартирный обход делать, — вспоминает Евгений. – Смотрю – мужик курит на балконе. Я к нему: не видел ли чего? Он сказал, что откуда взялся тот «ниндзя», не знает, да и избиения толком не видел, зато заметил, в какой подъезд злодей убежал…

Выяснилось, что, выбивая под вечер ковер, старичок помешал сну некоего ранее судимого гражданина, вот тот и дал волю рукам и палке. Открывать сотрудникам милиции он не захотел, пришлось на свой страх и риск взламывать дверь. Но интуиция не подвела: нашлись в его квартире и труба со следами крови, и черная шапочка-маска. За особо злостное хулиганство получил он 4 года «химии». 

— А с дедушкой все в порядке, до сих пор здравствует! – улыбается Евгений.

Безусловно, новинки технического прогресса, которые помогают раскрывать преступления, хороши, однако и без старого доброго общения с людьми никак не обойтись.

Наталья показала нам место, где произошло избиение пьяного спутника и ее приятельницы. Сами мы его не нашли бы – если и остались там следы крови, то их уже скрыл валивший с утра снег. По пути в районный отдел следственного комитета, где ее будут опрашивать, дама рассказывает, что интересуется историей и вообще имеет активную гражданскую позицию.

— Нынешней молодежи все равно! – сокрушается она. – Вот сын мой… Бизнесом своим занимается, и наплевать ему, что скоро введут биометрические паспорта!

— А что не так с биометрическими паспортами? – удивляемся мы. 

На этот вопрос Наталья не отвечает, зато обрушивается с критикой на нынешние документы: мол, где это видано, выдают паспорт в РУВД, а в нем штамп какого-то отдела по миграции стоит! Доводы о том, что отдел по гражданству и миграции является одним из подразделений РУВД, женщина тут же отметает, даже не выслушав. Как у Евгения хватает терпения работать с такими людьми? Мое уже на исходе, и это я еще самого хулигана не видела! Кстати, встретиться с дебоширом мне не удалось, к тому времени, как я вернулась с выезда, его уже увезли в ИВС. Позже рассказали, что мужчина уверял, будто вообще никого не бил. А утомленный собутыльник доводится ему пасынком.

Без перерыва на обед

Давно минуло время обеда, я снова с тоской вспоминаю о шоколадке, опрометчиво оставленной на столе в кабинете.

— Может, сейчас где-нибудь чаю попьем… — неуверенно обещает Евгений.

А ровно через три минуты у него звонит телефон.

— Сейчас за нами машина подойдет, — поворачивается ко мне оперативник. – Квартирная кража, четвертая часть – это значит, в особо крупном размере.

Бодрый УАЗ привозит нас к подъезду хрущевки на улице Голодеда. Возле двери уже стоят эксперт с увесистым чемоданчиком и следователь. Вместе поднимаемся по лестнице, благоухающей ароматом горохового супа (где ты, шоколадка?), в квартиру на пятом этаже. Всеобщее внимание приковывает к себе дверь, вернее, замки – их, конечно, предстоит исследовать, однако на первый взгляд никаких повреждений не видно. Эксперт остается колдовать над ними, а мы протискиваемся вовнутрь, стараясь ничего не коснуться.

Храните деньги в банке!

Странное впечатление производит это жилище, в котором соседствуют книжные полки, по периметру опоясывающие обе комнаты, и два дорогих горных велосипеда, сервант из 1980-х с неизменными сервизами и статуэтками и стильный шкаф-купе, дощатые полы и роскошная розовая колыбель с пологом.

— В процессе ремонта мы, — поясняет хозяйка Наталья. – Вчера ночью муж начал в шкафу порядок наводить и обнаружил, что пропали все наши сбережения…

Пока мать общается с членами следственно-оперативной группы, ее 9-летний сын безропотно, из последних сил развлекает полугодовалую сестренку.

При разговоре выясняются непостижимые, во всяком случае для меня, вещи. Оказывается, все деньги, которых хватило бы если не на покупку однокомнатной квартиры, так на шикарный ремонт уж точно, хранились дома. Причем определенного места не имелось – в зависимости от настроения хозяин перепрятывал их то на антресоли в шкафу, то в вазочку на серванте. А последний раз хозяева проверяли их сохранность… в начале прошлого года. Пропажу обнаружили только накануне ночью. В коробочке, где хранились деньги и золотые украшения, осталось несколько мелких купюр, да и на массивные старомодные украшения вор не польстился. 

— Как хотите, а это кто-то свой, — демонстрирую я Евгению свои дедуктивные способности. – Чужой схватил бы коробку да удрал! 

За минувший год в квартире бывали и рабочие, которые монтировали шкаф-купе, чинили пол, и маляры из ЖЭСа, и взрослая дочь Натальи с мужем… 

— Не исключено, что деньги еще где-то здесь, — Евгений натягивает резиновые перчатки и обводит взглядом разномастную мебель, книги и кучи одежды, набросанные на все горизонтальные поверхности. – Так бывает: люди перепрячут, а потом забудут.

И полиграф в помощь

Работа следственно-оперативной группе предстоит колоссальная: принять заявление, запротоколировать показания хозяев, разыскать контакты всех, кто бывал здесь в последнее время, не только перебрать вещи, но и описать, зафиксировать их местоположение, сфотографировать, снять отпечатки пальцев. Чтобы не мешать, я задвигаюсь в угол кухоньки. Маленький Димка сдает сестренку приехавшему с работы папе и развлекает меня рассказами о рыбалке и велосипедных прогулках. Слышно, как Евгений расспрашивает хозяев, не разбогател ли в последнее время кто-нибудь из их ближайшего окружения.

При первой же возможности я сбегаю из квартиры и осматриваюсь, как голодный волк в поисках добычи. Слава богу, напротив дома обнаруживаю универсам. Никогда бы не подумала, что булочка может быть такой вкусной! И маленькой…

Осмотр места происшествия затягивается до часа ночи. Глаза слипаются, несмотря на крепкий кофе, которым угостила меня хозяйка. Увы, надежды не оправдались, деньги так и не нашлись. Что теперь?

— Будем искать! – Евгений настроен оптимистично. – Взлома замков не было, значит, деньги взял тот, кто имел доступ в квартиру. Побеседуем со всеми, проведем проверки на полиграфе… 

День и ночь — сутки прочь

Остаток этой ночи проходит спокойно, хотя, по словам Евгения, нередко под утро еще приходится выезжать в увеселительные заведения. Там то посетители подерутся, то у кого-нибудь телефон пропадет…  

Покидаю здание РУВД со слипающимися глазами, сосущим чувством голода и головой, забитой впечатлениями. Не было на нашем дежурстве ничего «киношного» — ни погонь за бандитами, ни перестрелок, ни громких задержаний. Лишь утомительная рутина, которая, тем не менее, позволяет поддерживать порядок на улицах города и, как бы пафосно это ни звучало, уверенность в неотвратимости наказания. 

Компетентно

Виталий Капилевич, первый заместитель начальника Заводского РУВД: 

— Как и во всей стране, у нас наблюдается снижение количества преступлений. Тем не менее происшествий хватает. Среди особенностей назвал бы работу с общественностью. В последние годы все руководители активно посещали трудовые коллективы, которых в Заводском районе немало. Рассказываем людям, чем занимаются сотрудники милиции, какова результативность их работы, объясняем, как важно своевременно сообщать о происшествиях. Благодаря этому мы все чаще получаем помощь от населения. Например, женщина поздней ночью вышла на балкон и увидела парней, которые, подсвечивая себе фонариком, осматривали салоны припаркованных машин. Когда один из них обратной стороной фонаря разбил боковое стекло, она сразу набрала 102, сообщила, что и где происходит, и потом снимала воришек на видео. Через три минуты прибыл наряд, злоумышленников задержали при попытке достать из-под капота аккумуляторную батарею. В дальнейшем сотрудники уголовного розыска установили, что эти молодые люди причастны к серии аналогичных краж. 

Кроме того, для успешных раскрытий очень важна работа сплоченного коллектива, когда все служат единой цели: обеспечить личную и имущественную безопасность людей.  

nevmer@mail.ru

Фото УИОС МВД и  автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter