Приютские грезы и шуточки

Книжный навигатор
Мiкола Вяршынiн. I роздум, i смех, i любоў... Мiнск, Беллiтфонд, 2006.

Если вы любите листать чужие семейные альбомы, то в этой книге тоже найдете прелесть. Подобных на спонсорские деньги издается сейчас много: между стихами–посвящениями — фотографии автора, его семьи, его друзей, минимум редактирования и случайное оформление... На этот раз в свой сборник белорусский сатирик включил даже рекомендации, которые в 1977 году ему давали для вступления в Союз писателей, а также стихотворные и прозаические посвящения себе, родному, написанные друзьями и знакомыми, от журналистов до строителей. Что касается стихотворений непосредственно автора книги, то ими вполне уместно потешить публику на корпоративной вечеринке, когда закончится, разумеется, официальная часть: «Стаяў на дарозе iнспектар ДАI,/ Падумаў — вадзiцеля тут жа даi!» Что вызывает неподдельный интерес — это раздел мемуаров, или «пiсьменнiцкiх жарцiкаў». Забавные истории о том, как стихи поэта Владимира Дзюбы однажды напечатали в переводе на русский, переведя заодно и фамилию: Владимир Клюв. О том, как Иван Чигринов однажды заснул во время выступления Ивана Шамякина и чем это закончилось. Как поэт Анатолий Велюгин брал автографы на... гипсовую повязку на своей ноге. Впрочем, кое–какие истории если и заставят улыбнуться, то горько. Что ж, писатели — народ не идеальный.

Эрих Мария Ремарк. Приют грез. Москва, Вагриус, 2006.

Только умоляю вас: если вы ранее не читали Ремарка, не начинайте с этой книги. Это все равно, что получать представление о творчестве Пушкина по его рисункам. Во всяком случае, сам 22–летний Ремарк после публикации своего романа «Приют грез» поклялся никогда больше не писать. Критиков, разгромивших дебютанта, понять легко: наивность юного автора отнюдь не придала тексту свежести, но превратила его в ужасающий набор романтическо–сентиментальных штампов. Бледные юноши с горящими взорами, соблазняемые роковыми женщинами. Златокудрые девы с ангельскими голосами, спасающие упомянутых юношей из бездны греха (т.е. от «познания» роковой женщины). Глубокий старец–художник 38 лет, умирающий от любви к некогда умершей от любви к нему девице, причем между ними, собственно говоря, ничего–то и не было... Розы, грезы, романсы... Право слово, задумаешься об этичности вытаскивать на свет Божий то, от чего отказался сам автор и на чем любят промышлять издатели — черновые редакции известных произведений, интимные дневники и — вот! — ученические литпрактикования. Но тому, кто любит творчество Ремарка, будет любопытно увидеть, из каких прототипов выросли героини романов «Тени в раю» и «Жизнь взаймы», как трансформировала жизнь представления наивного юноши о любви, искусстве и романтическом германском духе... И, в конце концов, поискать в тексте приметы того, что автор вырастет великим писателем. Увы, читателям 20–х годов прошлого века это не удалось.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга». г. Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter