Педагог из Чаус стала зооволонтером и спасает бездомных собак

Приютная компания

Елене Становой 40 лет. Педагог по образованию, она учила детей-сирот, а когда интернат закрыли, стала специалистом по социальной работе Чаусского психоневрологического дома-интерната. Свободное же время она посвящает спасению бездомных животных: забирает с улиц, откармливает, лечит, находит им хозяев. А еще она своими силами строит в Чаусском районе приют для собак. Помогают ей в этом муж Сергей, работающий в лесхозе, и дети: 20-летний сын-студент Станислав и 17-летняя дочь Марина.

У всего живого есть душа

— Вообще-то, детей у меня трое, — улыбается Елена. — Одного мальчика я усыновила.

«Усыновленный мальчик» — брутальный ротвейлер, которого Становая спасла от смерти — забрала из САПа. Спустя время в трехкомнатную квартиру привела еще одного ротвейлера, потерявшего хозяина. Рэм и Бурбон не поладили, и одного из них Елена отдала в деревню Петуховку, своей маме. 

Быть отзывчивыми, помогать тем, кто в этом нуждается, Елена и своих детей учит. Как-то ее дочь примчалась домой: «У школы ощенилась собака. Надо спасать, иначе все погибнут». Забрать собачью семью к себе Становые не могли. Но на произвол судьбы не бросили. Елена варила им кашу с мясом, Марина относила, кормила. Когда щенки подросли, их пристроили в добрые руки. Хозяев Елена нашла и другой ощенившейся собачке..

Не проходить мимо

Как говорит Становая, специально зооволонтерством она не занималась — животные, нуждающиеся в помощи, сами появлялись в ее жизни:

— Прошлым летом к автовокзалу в Чаусах прибилась беременная собачка. Появились щенки. Я понимала: если приедут специалисты по отлову бродячих животных, судьба мамы и ее малышей предопределена. Сфотографировала эту семейку, разместила снимки в соцсетях с хештегом: они ищут хозяев. 

На передержку их забрала волонтер из Минска, которой Елена ежемесячно (пока животным не нашли постоянный дом) перечисляла 200—250 рублей. Существенная сумма, если учесть, что ее зарплата около 800. 

Щенята из сугроба

Хвостатые к Елене попадают из пунктов временного содержания безнадзорных животных, с улиц. У каждого — печальная история.

— Как-то позвонили из Смолевичского района: на территории предприятия ощенилась жившая там собака. Рабочие решили вопрос радикально: в лютую стужу выкинули новорожденных на мороз. Собака по одному перетащила щенят обратно под крышу. Но людей это не растрогало: они выбросили скулящих малышей подальше — в сугроб, — вспоминает Елена. — Щенков мы спасли. И маме после стерилизации нашли хозяев. 

Тайсон тоже был на волосок от смерти. Кто-то ударил его ломом по голове, не раз он попадал в САП — оттуда его забирали на передержку, но постоянный дом он так и не обрел. Когда его из Минска привезли к Елене, она расплакалась: «это был скелет, обтянутый кожей». Сегодня это упитанный пес, который знает команды и нуждается в заботливом хозяине.

Немецкую овчарку Лейлу с перебитой лапой заметили на окраине Могилева. Тощая, голодная, она замерзала, но не шла к людям — боялась. Становая нашла волонтера — Инессу Ушакову, которая стала подкармливать собаку, а когда та ей доверилась, отвезла к ветврачу. На месте выяснилось, у овчарки выбиты зубы, три огромные гематомы — на спине и голове… Лейлу лечили в Могилеве, когда заподозрили онкологию — отвезли в Минск. Опухоль удалили, вместе с ней пришлось ампутировать несколько пальцев. 

Добрых людей много

— Когда только занялась спасением бездомных животных, понимала: не смогу осчастливить всех — не хватит ни средств, ни сил, — откровенничает Елена. — К слову, благодаря волонтерству убедилась: добрых людей больше, чем плохих. Минчанин Виталий, взявший Лейлу на передержку, балует ее. На творожке и курочке она раздобрела, аж лоснится. Но у Виталия есть своя овчарка, которую он когда-то спас, а двух крупных собак содержать накладно. К тому же Лейле еще долго лечиться. И я снова пошла за помощью в интернет. Откликнулась моя тезка Елена, пересылает деньги для Лейлы. 

…Щенков Белочки из Чаус Становая пристроила быстро. А «последыш» забился под ларек, плакал там от страха и голода. Нашлись неравнодушные люди, достали его, Елена поместила фото малыша в соц­сетях, и его захотела забрать семья из Австрии. 

— Надежду Претерхоффер опередили минчане, — вспоминает волонтер. — И я предложила ей забрать маму щенка — Белочку. Она дикая, недоверчивая, а Надя как раз работает с такими животными. Для нее Надя наняла собачьего психолога, постоянно шлет мне фотоотчеты, и я радуюсь тому, как повезло Белочке, которая теперь стала Бэллой. 

Бедолагу Джека нашли бобруйчане у гаражного кооператива. Выл истошно: из перебитой лапы торчала кость. Спасти лапу не удалось: ампутировали. На передержку пса забрала Тамара Красовская из Могилевского района, у которой три собаки. Но скоро у Джека будет постоянный дом — Надя хочет «усыновить» и его. Всего Елена нашла заботливых хозяев уже около 80 бездомным четвероногим. 

Дочь Елены Становой Марина помогает маме выхаживать бездомных собак.

Маленькая помощь лучше большого сочувствия 

Сегодня на попечительстве Становой — 25 собак. Они живут в деревне, где Елена за свой счет начала строить приют для бездомных животных. Вместе с мужем и детьми они смастерили 11 будок, пять вольеров. 

— Это круговорот: одних собак пристраиваешь, находятся другие. Домой их не возьмешь, на передержку сразу тоже не всех удается определить, так и родилась идея с приютом, — объясняет Елена. — В одной из деревень познакомилась с местным жителем, который разводит овец. Он, живущий на окраине, согласился поселить у себя на участке собак. 

Ухаживает за животными Елена — кормит, поит, гуляет, дрессирует:

— Да, нелегко: и физически, и материально. А будки надо утеплять, в идеале — построить еще с десяток просторных вольеров. И главное — найти каждому хозяина. 

Хозяйке хвостатого семейства нужна помощь: деньгами, стройматериалами, кормами. За стройматериалы у Становой долг скопился около 1,5 тысячи рублей.

— Мне помогают: кто-то передает корм, кто-то — небольшую сумму на питание, лечение или транспортировку животных, — благодарна Елена. — Могилевчанка кинула мне на карточку: 19 рублей, девять и пять. Я, зная, что у нее больной ребенок, попросила Наташу больше не тратиться. А она: «Сынишка прочел про твоих несчастных собачек и сказал: «Мама, я обойдусь без мороженого, лучше пусть тетя Лена им еду купит». 

Несмотря на сложности, уверяет Елена, у нее ни разу не возникло желания оставить волонтерство: «Совесть не позволит. Кто-то же должен их спасать. А даже маленькая помощь лучше большого сочувствия».
— Я с детства такая: мне позволь — всех хвостатых сирот к себе бы забрала. Моя бабушка-педагог учила меня: даже дереву, когда ты ветку ломаешь, больно, оно ведь живое, а у всего живого есть душа.
В ТЕМУ

Молодая россиянка, нашедшая на улице бездомного травмированного котенка, принесла его в приют (забрать себе не могла, у нее уже живут несколько кошек). Но в сообществе «Бездомные животные Майкопа» его не приняли, объяснили: у волонтеров долг перед ветклиникой — 340 тысяч рублей. Студентка отправилась в клинику и погасила долг. Позже выяснилось: эти деньги девушка копила несколько лет — мечтала купить автомобиль.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАДО УЖЕСТОЧАТЬ

Зооволонтер Елена Становая говорит, что домашний питомец обходится недешево:

— Не понимаю тех, кто заводит животное ради престижа или по прихоти ребенка, а когда пушистый что-то испортит в квартире, заболеет или просто наскучит — выбрасывает на улицу. Уверена: надо ужесточать ответственность за ненадлежащее содержание животных. Еще строже наказывать тех, кто проявляет агрессию по отношению к братьям нашим меньшим. Мне нередко встречаются собаки, к которым люди были жестоки. Когда я вижу глаза несчастных животных, в которых боль, тоска, мольба о помощи, не могу пройти мимо. 

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter