Приятная тяжесть кошелька

В прошлом году реальные денежные доходы жителей Беларуси увеличились на 13,6 процента
В прошлом году реальные денежные доходы жителей Беларуси увеличились на 13,6 процента

Теперь это уже факт: прошлый високосный год, вопреки суевериям, в материальном плане сложился вполне удачно как для страны, так и для ее жителей. Но одно дело — знакомство с сухими, хоть и лестными, цифрами статистики: 11–процентный рост ВВП, почти 14–процентный — реальных денежных доходов, средний уровень зарплаты в эквиваленте 200 долларов... И совсем другое — преломление их через жизнь конкретных людей. Начав перебирать в уме своих друзей, родственников и знакомых, я с ходу выделила несколько человек, заметно улучшивших личное благосостояние в прошлом году. Приятельница, купившая автомобиль. Родственница из маленького райцентра, впервые позволившая себе экскурсионную поездку за границу. Друг семьи, собравший наконец необходимую сумму на покупку квартиры...

Впрочем, даже если подходить с более скромными мерками, финансовое улучшение почувствовал каждый. Реальные денежные доходы населения выросли на 13,6 процента, тогда как год назад этот показатель составил только 7,5 процента. Все вместе мы заработали в прошлом году 35,5 трлн. рублей, или по 301,6 тысячи рублей в расчете на душу ежемесячно. Это, так сказать, средний показатель. Но, к примеру, моя приятельница, которая, помимо основной работы в школе, дает индивидуальные уроки английского языка, не представляет, как можно прожить месяц на сумму меньше 300 долларов в эквиваленте. «Хочешь жить — умей вертеться» — принцип, который еще никогда никого не подводил», — любит повторять она в ответ на чьи–то жалобы на нелегкую жизнь.

Или вот еще пример. Сельчане, составляющие около трети населения, дачники, в рядах которых около 570 тысяч человек, имеют весомую продовольственную прибавку с соток и подворий. Эти овощи и фрукты, молоко и мясо за вычетом затрат на их производство учитываются при оценке материальной обеспеченности домашних хозяйств в ходе их выборочного обследования, которое ежегодно проводит Министерство статистики и анализа. «На продаже молока государству я зарабатываю в месяц больше колхозной зарплаты, — делилась как–то со мною одна из лучших молокосдатчиц Минской области. — Да и за творогом, сметаной, маслом в магазин никогда не хожу. Трех коров содержать нелегко, но зато и копейки считать не приходится».

И так, кстати, живет большинство сельчан. Минстат подсчитал, что в среднем на домашнее хозяйство в прошлом году приходилось по 543,4 тысячи рублей ежемесячно. Если в городах эту сумму на 92,5 процента формировали денежные доходы населения, а проще говоря, зарплата, то на селе их удельный вес в бюджете семей был около 83 процентов. Год случился урожайный на молоко, мясо, зерно, картофель, и выручка от продажи сельхозпродукции в крестьянском кошельке выросла почти на треть. Тем не менее малообеспеченных, живущих на сумму ниже бюджета прожиточного минимума, по–прежнему больше на селе, где они составляют около четверти всего населения, тогда как в городе — 14,5 процента. Правда, год назад эти цифры были куда тревожнее: 34,9 и 23,5 процента соответственно.

Конечно, следует учитывать и такой фактор, влияющий на семейный кошелек независимо от прописки, как дети. Если доля малообеспеченных среди домашних хозяйств с одним ребенком составляет 17,1 процента (в 2003–м — 24,2 процента), с двумя детьми — 25,8 процента (40,4), то с тремя и более — 51,5 процента (67). Для сравнения: самый высокий уровень материального достатка у одиноких граждан, среди которых малообеспеченных всего 8,7 процента. Так что есть над чем подумать в государственном масштабе... Тем более что база для положительной динамики есть и здесь. К тому же благодаря активной социальной поддержке низкооплачиваемых категорий населения резкого расслоения на богатых и бедных не произошло. Среднедушевые доходы 10–процентной самой обеспеченной группы жителей страны были в 5,2 раза больше, чем опять–таки 10–процентной наименее обеспеченной группы. Такое же соотношение, напомним, зафиксировано и в 2003 году. В то же время в России разбежка между бедными и богатыми достигает почти 14 раз, в Эстонии и Молдове — более 10 раз, в Украине — 6,7 раза.

Примечательно, что рост материального благосостояния и снижение уровня малообеспеченных в стране изменили и структуру потребительских расходов домашних хозяйств. Мы больше едим мяса, овощей, фруктов, молочных продуктов и рыбы, меньше — хлеба, яиц и макаронных изделий. Уменьшились траты на питание — высвободились средства на непродовольственные товары. В прошлом году жители Беларуси купили вдвое больше цветных телевизоров, в 1,7 раза — холодильников, почти наполовину — морозильников и электропылесосов, на четверть — стиральных машин. Кроме того, вырос спрос на товары культурно–бытового назначения, одежду и обувь, предметы личной гигиены.

И еще одна особенность прошлого года: мы, как и жители развитых европейских государств, стали активнее пользоваться платными услугами. Без учета жилищно–коммунальных платежей их потребление выросло на 15,1 процента. Одна «мобилизация» чего стоит! Во многом благодаря развитию мобильной связи наибольший спрос (рост 40 процентов) отмечен именно на услуги связистов. Кроме того, мы чаще стали пользоваться бытовыми (18 процентов) и образовательными (13 процентов) услугами. И это верный признак того, что у человека появились деньги не только на удовлетворение первоочередных потребностей. Хорошая тенденция, не так ли?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter