Китайские города один за другим вводят запрет на «пекинское бикини»

Привычка и ее носители

Китайские города один за другим вводят запрет на «пекинское бикини». Что это такое? О, это социальный и традиционный институт, об уничтожении которого одни высказываются с восторгом, а другие — с нескрываемым сожалением. Правда, для вторых у меня есть утешение: нынешняя попытка уничтожения — не первая, но до сих пор «бикини» выживало. Но, кажется мне, его время проходит, и дело здесь даже не в культурности или бескультурье, как утверждают сторонники запретов, а в том, что в этом явлении большое значение имеет разница поколений. 

ФОТО МИХАИЛА ПЕНЬЕВСКОГО.

Когда в Пекине наступает лето — жаркое, облачное (небо затягивается какой-то дымкой, и чистого неба можно не увидеть все три месяца), мокрое (в июле часто идут дожди, но и без них мокро, как в бане — повышенная влажность) — каждый спасается как может. Общее правило: на улицу выходить поменьше (во всех помещениях кондиционеры), а если выходить, то попозже. Хотя тоже не слишком помогает: разница между дневной и ночной температурой всего пару градусов. Но привычка к коллективизму сильнее: нужно ведь выйти, посидеть с соседями и знакомыми, выпить чаю или холодного пива (но чай в липкую жару лучше) и поболтать. С одной стороны, жарко, с другой — как без «а поговорить»? Ну и как в этой ситуации спасаться? Сейчас стало, конечно, проще: можно надеть шорты или майку без рукавов — молодежь так и делает. Иное дело — поколение постарше, выросшее без шортов, а майку без рукавов считающее исключительно нижним бельем, которое негоже выставлять напоказ. Выставить напоказ голый живот — то самое «пекинское бикини» — это же совсем другое дело, считают они. Отцы наши так делали и нам завещали. 

Они немолоды и настойчивы — возможно, годы в борьбе закалили их характер в любых мелочах. Они не будут надевать шорты, сколько бы ни убеждали их в удобстве внуки. Нет — шорты для слабаков и зеленой молодежи, долгожители пекинских хутунов каждое летнее утро будут закатывать свои брюки до колен, как делали в молодости. Они наденут рубашку с длинным рукавом — чтобы закатать рукава в плечи, а саму рубашку — как можно выше. На обнажившийся живот, чаще всего мешком свисающий над ремнем, они не обращают внимания: ну вырос и вырос, значит, с питанием в стране так хорошо, как лет пятьдесят назад как раз и мечталось. И ходят они по Пекину и другим городам, добавляя им летней экзотики в глазах туриста и летнего позора в глазах многих местных. 

С «пекинским бикини», как стали называть это явление, не только, между прочим, столице свойственное, борются. Когда в 2001 году Пекин получил право на проведение летней Олимпиады-2008, в городе случился не только строительный бум, но и всеобщая кампания за культуру. Я там тогда жила, я помню. Боролись за то, чтобы люди на остановках общественного транспорта выстраивались в очереди для посадки в автобусы и троллейбусы (Олимпиада прошла, привычка осталась), чтобы не плевались громогласно на улицах (продолжают это делать, но в значительно меньших масштабах), ну и чтобы мужчины не оголяли свои животы. На время Олимпиады они вняли — все ж таки показать Пекин лицом, национальная гордость, пусть иностранцы увидят в нас все самое лучшее… — а потом взялись за старое: рубахи вверх, живот наружу. Власти решили, что самое эффективное в таком случае — официальный запрет. Зря, конечно. 

В Тяньцзине за хождение по городу в «пекинском бикини» полагается штраф в 200 юаней (около 59 белорусских рублей). Запреты на оголение мужских животов введены в Цзинане, Шэньяне, Ханьдане и других городах. В Ханьдане, кстати, людям, которые от вредной, как теперь принято считать, привычки никак не могут избавиться, раздают не штрафы, а новенькие футболки для прикрытия живота, полагая, что пряник в данном случае эффективнее кнута. Социологи и публицисты дискутируют: «пекинское бикини» — это оскорбление или неприличное поведение? Должны ли с такими нарушителями разбираться сотрудники отдела общественной безопасности, обычно имеющие дело с преступниками, или достаточно порицания от соседского комитета? Нужно ли информировать работодателя, или все-таки свобода ходить по улицам с голым животом — одна из тех личных свобод, которые гарантированы Конституцией? 

…А я вспоминаю летний Пекин и мужчин этих — счастливых, радостных — с оголенными животами и думаю, как менялось мое к ним отношение: от первого удивления, близкого к неприятию (ну это поначалу было, когда казалось, что каждый громкий плевок нацелен на твою туфлю, а потом я узнала, что традиционная китайская медицина требует не хранить мокроты в себе, а отхаркиваться), до умиления — лето, посиделки, традиция, понимаешь, «не задушишь, не убьешь». Привычка эта, кажется мне, сама вымрет — вместе с ее носителями. Увы. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter