В поисках утраченного. Жители Витебской, Минской, Могилевской областей 100 лет назад: кто они?

Привязка к местности

Еще в начале года с помощью изданного в 1907 году «Виленского временника» мы начали рассказывать о том, как выглядела общественная структура белорусских губерний на рубеже XIX — XX веков. Тогда достаточно подробно были представлены национальный состав и вероисповедания жителей Беларуси («Неповторимый облик», «СБ» от 20 января), в том числе с использованием статистических данных той поры. Сейчас тему продолжим, и снова никак не обойтись без цифр. Ведь речь пойдет о «распределении населения» по территории Витебской, Минской и Могилевской губерний. В этот раз суть вопроса раскрывается на страницах 9–го тома, «Верхнее Поднепровье и Белоруссия», из собрания «Полное географическое описание нашего отечества» 1905 года (ему посвящался прошлый выпуск рубрики «В поисках утраченного: «Вы из каких будете?», «СБ» от 6 октября) в опубликованной там научной статье известных исследователей Д.Шендрика и М.Довнар–Запольского.

Белорусы Могилевской губернии (нач. ХХ в.).

Под знаком цифры


Действительно, частенько сухие цифры оказываются ярче, убедительнее и увлекательнее самых эмоциональных слов. Потому что из скромных циферок, как пазл, складывается картина самой что ни на есть реальной реальности.

Итак. В конце XIX века средняя плотность населения Российской империи составляла 22,2 души на одну квадратную версту. В Витебской губернии в это время — 38,9 (общая численность населения по переписи 1897 года — 1.502.916 человек); Минской — 26,9 (2.156.123); Могилевской — 40,5 (1.708.041).

Жители Витебской губернии из-под Полоцка. 1918 г.

Справочно


Верста — старинная русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяче пятистам аршинам, что соответствует нынешним 1066,8 метра. Квадратная верста равна примерно 1,138 квадратного километра.

Пинчук (нач. ХХ в.).
При сравнении плотности населения по уездам наблюдается еще большая разница. Так, в Витебском уезде показатель — 64 человека на квадратную версту, в Мозырском — всего 14 (!). Ну а если взглянуть на весь обозначенный выше регион, увидим, что наименее заселено Минское Полесье, а наиболее уплотнено — «старинное кривицкое ядро, то есть долины Днепра и Западной Двины в месте их наибольшего приближения друг к другу и возвышенный, сухой водораздел между ними. Кроме этого центрального пятна сгущения, замечаются в силу экономических и исторических условий еще пятна сгущения: 1) Минско–Новогрудско–Слуцкое, возникшее отчасти благодаря сравнительно сухой, возвышенной и удобной для земледелия местности, а отчасти как старинный литовский центр вокруг столицы кн. Миндовга — Новогрудка и Несвижа, 2) Двинско–Режицкое, возникшее на месте экономического и политического соприкосновения белорусов и псковичей с рижскими немцами и латышами, 3) Гомельское, земледельческое на плодородных почвах, возникшее отчасти благодаря гнездам раскола (Ветка)...».

Исследователи отмечали, что по сравнению с 50–ми годами XIX столетия в начале ХХ заметен значительный прирост населения. В Витебской, Минской и Могилевской губерниях — больше чем в два раза.

Орша. Белорусы на ярмарке (нач. ХХ в.).

Жениться — не журиться


Браков на 100 жителей приходилось в Витебской губернии — 0,73; Минской — 0,86; Могилевской — 0,84. Средний коэффициент по империи за последнюю четверть XIX века — 0,9.

Средняя рождаемость по региону — 4,66. Меньше всего она в Витебской губернии — 3,75.

Смертность по региону — в среднем 2,84. В Могилевской губернии выше, чем в Минской и Витебской.

В уездах фиксировались более высокие цифры рождаемости, смертности и одновременно прироста населения, чем в городах. Да и семейными узами там связывали себя чаще.

Гендерный аспект демонстрировал примерно равное количество мужчин и женщин — 49,3 процента против 50,7 соответственно. Особенностью было то, что в городах преобладал мужской пол, а в селе «заметно преобладание женского элемента».

Мстиславль. Белоруски (нач. ХХ в.).

Колеблясь, но не сворачивая


«В административном отношении губернии делятся на уезды, станы и волости. Из городов в нашем регионе самым крупным является Минск — с населением, по переписи 1897 года, в 91.494 человека», — пишут авторы исследования. Затем последовательно идут Двинск, Витебск, Смоленск и Могилев,
Жители Новогрудского уезда (нач. ХХ в.).
имеющие свыше 40 тысяч жителей, и Гомель и Бобруйск — свыше 30 тысяч жителей. Эти семь городов заключают в себе большую часть городских жителей региона. Данные второй половины XIX века показывают заметный рост городов после 60–х годов, что объяснялось крестьянской реформой, способствовавшей необыкновенно быстрому развитию производительных сил страны. Исключение представлял Могилев, население которого, «колеблясь то в ту, то в другую сторону, не успело значительно подняться; причину этого надо видеть в отсутствии в городе до последнего 1903 года железной дороги».

Статистические таблицы показывали, что городская среда (благодаря так называемым местечкам) была более всего развита в Витебской губернии, где достигала 14,6 процента населения. В Минской губернии составляла 10,6 процента, в Могилевской — 8,7 процента.

Если брать общее число поселений, то в Витебской губернии их насчитывалось 15.096 — в среднем на 1 селение приходилось 58 жителей. Соответствующие показатели в Минской губернии — 10.634 и 142, в Могилевской — 7.880 и 186.

Сословно жители трех губерний делились на две неравные части. Как нетрудно понять, здесь «преобладающим элементом» являлись крестьяне — в среднем 72 процента. Их число увеличивалось с юго–запада на северо–восток параллельно с уменьшением количества еврейского населения (в Минской губернии крестьяне составляли 62 процента, в то время как, например, в Смоленской — 84).

Мужики из-под Пуховичей (нач. ХХ в.).

Где родился, там и пригодился


Что касается «этнографического состава». В соответствии с нашей «таблицей элементов» трех губерний, белорусов — 66,3 процента. И больше всего — в Могилевской губернии: 84 процента. «Среди деревенской обстановки и занятий пахаря и рыболова белорус еще сохранил много любопытных особенностей как в языке, общем строе мировоззрения, вообще во всем умственном укладе жизни, так и в обстановке внешнего быта. Общий колорит белорусской речи, фигура и одежда белоруса резко выделяют его от великоруссов и малоруссов», — таково мнение авторов статьи. «Великоруссов в Витебской и Минской губерниях — не свыше 5 процентов, а в Могилевской не доходит даже до 1 процента. Поляков больше всего в Минской губернии — около 12 процентов. Латыши живут только в Витебской губернии и составляют здесь 20 процентов населения, то есть свыше 300.000 душ. Небольшими группами в Минской губернии живут татары, старинные поселения которых находятся в Новогрудском и Минском уездах... В этнографическом отношении представляют собою особый интерес группы белорусской шляхты и великоруссов–старообрядцев». Еще исследователи выделяли как отдельную яркую этнографическую группу пинчуков, которых относили к «малорусскому элементу». Оно и неудивительно: «Пинщина представляет собою местность, подобную которой нельзя найти на материке Европы...»

«Таков пестрый состав групп населения Витебской, Могилевской и Минской губерний», — делали заключение Д.Шендрик и М.Довнар–Запольский. А мы, в свою очередь, добавим: чем больше разнообразие — тем интереснее. Элементарно.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter